Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок»
143966, Московская область, г.Реутов
пр-т Мира, дом 6
Тел: 8 498 6619993/6619963.ИНН/КПП: 5012080056/504101001
ОГРН: 1135012005446
email: detskysad.9@gmail.com
Формирование мотивации и поддержка
детской инициативы
к поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Подготовила:
воспитатель МАДОУ №9 «Светлячок»
Старцева Т. В.
Слайд 2
В дошкольном возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2—3 лет сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка, и как из нее? И многое-многое другое.
Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явлений, начинается познание всего мира, окружающего маленького человека. К этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности. Начинается знаменитый период бесконечных «почему». Ребенок, по сути, осваивает знания, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями.
В формировании у дошкольника познавательных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Слайд 3
Методы и приемы мотивации
к познавательно-исследовательской деятельности в группе №4 «Знайки»
Педагогический кейс «Исследователь»
Картотека сюрпризных моментов (загадки, игры, персонажи, аудиофайлы)
Материал для родителей воспитанников
«Волшебный ларец» (коробка с различными предметами)
Слайд 4
Зайдя в группу, дети увидели на столе коробку с деталями конструктора
На прогулке рядом с песочницей стояли экскаваторы: «Ребята, посмотрите сколько песка рассыпалось, как же нам его убрать?»
В раздевалке появилось объявление, что жители Волшебной страны потеряли шапки и шарфы. Ребята с радостью сделали им новые!
Родителям было дано задание собрать крышечки от йогуртов, и в нашей группе появился новый конструктор!
Слайд 5
Роль РППС в формировании мотивации и познавательной активности детей
В РППС я регулярно ввожу тематические уголки, в зависимости от интересов детей, таким образом поддерживая их инициативу.
Девочки принесли маленькие фигурки животных из дома, а мы вместе построили им дом!
К нам в гости приходил папа одного из воспитанников и рассказал о профессии «Архитектор»
Мы с ребятами говорили о транспорте, а на следующий день они играли машинками в уголке ПДД
Слайд 6
Общие рекомендации родителям воспитанников
Слайд 7
Следует соблюдать следующие принципы мотивации дошкольников:
Нельзя навязывать ребенку свое видение решения проблемы!
Обязательно спросить у ребенка разрешения заняться с ним общим делом!
Обязательно хвалить ДЕЙСТВИЯ ребенка за полученный результат
Действуя совместно с ребенком, вы знакомите его со своими планами, достижениями!
Слайд 8
Практические рекомендации педагогам для формирования мотивации и поддержки
детской инициативы
к поисково-исследовательской деятельности
Игровая мотивация: «Помоги игрушке»:
Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
Ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Слайд 9
2. Помощь взрослому «Помоги мне»:
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам.
Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Слайд 10
Основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим
3. «Научи меня»:
Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например: − Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Слайд 11
4. «Создание предметов своими руками для себя»:
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!