Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Воспитание – это формирование и совершенствование личности, формируется характер и направленность личности, ее мотивов целей и идеалов.
Личность формирует три фактора:
Воспитание
Социальная среда, социальное окружение
Наследственность
Слайд 3
Структура и содержание процесса воспитания
Слайд 4
Принципы воспитания
Ребенок не объект, а субъект взаимодействия (субъект – индивид регулирующий собственную активность)
+
+
Слайд 5
2. Принцип детской внушаемости.
Внушаемость - это свойство ребенка усваивать все то, в чем убеждены взрослые, даже когда взрослые этого не замечают.
Чем младше ребенок, тем он легче усваивает осознанные внушения родителей.
Косвенные внушения всегда сильнее осознанных.
Слайд 6
Правила осознанных родительских внушений
Дать себе время. Спросить себя с какой целью я это делаю.
Дать время ребенку закончить то, чем он занят. Нельзя резко прерывать занятие ребенка, которым он увлечен. Нужно дать время закончить, хотя бы какую-то часть. (Дорисуешь одно ухо, следующее закончишь , когда мы вернемся)
Нужно быть уверенным в том, что вы внушаете.
Не внушать отрицательное, негативное, нереальное, а внушать положительное и реальное .
Прежде чем внушать создать контакт (рапорт).
При внушении учитывать состояние ребенка.
Давать ребенку отдых от внушения.
Слайд 7
3. Принцип передачи ценностных ориентаций от родителей к детям.
По отношению к ребенку истина всегда абсолютна . (Нельзя сказать, что один поступок хорош для одного ребенка, но плох для другого)
От родителей к детям передается граница между хорошим и плохим. Эта граница для каждого ребенка в понимании ребенка должна быть абсолютна в каждой конкретной ситуации.
Оценивая поступок ребенка с точки зрения ценностных ориентаций должны ответить на три вопроса:
Ребенок делает хорошо или плохо?
Для чего он это сделал для добра или зла? Почему он это сделал?
Как он это сделал? Красиво или безобразно?
Слайд 8
4. Принцип необходимости любви и уважения к ребенку
Без любви и уважения воспитание невозможно
Даже когда ребенок сделал что-то плохое, можно ненавидеть поступок, но ребенка все равно нужно любить.
Слайд 9
Содержание воспитания
Содержание воспитания – это создание таких условий в которых может реализоваться цель воспитания.
Например:
Цель - воспитать в ребенке ответственность.
Содержание - ребенок должен реально за что-то отвечать.
Цель - воспитать в ребенке самостоятельность
Содержание - у ребенка должны быть ситуации , где ребенок самостоятельно принимает решение.
Цель - воспитать уверенность в себе
Содержание - он должен делать что-то и у него должно получаться.
Слайд 10
Методы воспитания
Первая классификация.Вторая классификация
1. Методы стимулирования активности.1. Методы формирования сознания «Я»
2. Методы приучения.2. Методы организация поведения
3. Методы оценки и самооценки.3. Методы контроля
4. Методы поощрения и наказания.4. Методы стимулирования
Слайд 11
Методы стимулирования активности (Методы формирования сознания)
У каждого ребенка должно быть три абсолютных нельзя.
1)Нельзя делать плохо и больно себе
2)Нельзя делать плохо и больно другим
3)Нельзя делать то, что стыдно
Стратегия можно состоит в том, что в какой-то ситуации внимание ребенка привлекают к тому, чем в этих условиях он может заняться. Причем этих можно должно быть много.
Стратегия нельзя состоит в том, что родители привлекают внимание ребенка только к запретам
В результате использования этих стратегий у личности формируется одна из двух стратегий мотиваций пессимистичная, оптимистичная
«МОЖНО»
«НЕЛЬЗЯ»
Слайд 12
Методы приручения (Методы организации поведения)
Приучить ребенка можно:
На собственном примере
Только на позитивных эмоциях
В игре
Слайд 13
Методы оценки и самооценки (Методы контроля)
Когда взрослый оценивает ребенка он должен помнить то, что оценки всегда внушают самооценку.
Категорически не рекомендуется сравнивать детей между друг другом
Существует следующие типы самооценок ребенка:
Самолюбивый ребенок
Сверхполноценный ребенок
Тревожный (завышенные требования)
Тревожность- психологическая болезнь.
Тревожный ребенок искренне верит, что он хуже других.
Слайд 14
Методы поощрения и наказания (Методы стимулирования)
Метод наказания :
НЕЛЬЗЯ:
Наказывать после болезни, во время болезни
Наказывать во время еды и после еды
Наказывать после сна
Наказывать сразу после физической или душевной травмы
Наказывать, когда ребенок старается, но у него не получается с чем-то справиться
Наказывать, когда внутренние мотивы поступка непонятны
Наказывать, когда родители сами огорчены расстроены
Нельзя воспитывать ребенка на страхе наказания
Не рекомендуется наказывать ребенка трудом
Слайд 15
Наказание должно быть справедливым и без унижений.
Наказан - прощен
Наказание
Прямое
Косвенное
Слайд 16
Косвенные наказания.
Сам поступок игнорировать, не наказывать ребенка
(Рассказывать ребенку о ком-то, кто в такой же ситуации поступил также плохо)
Сделать тоже самое, но обращаться к третьему лицу.
Рассказать про противоположный поступок, про ситуацию с хорошей стороны.
Ироническая похвала, только если есть чувство юмора и без унижения
Прямая насмешка. (Только наедине)
Метод рикошет, косвенного внушения ( Ребенок случайно слышит то, что не предназначено для его ушей. Очень сильный метод, заканчивать надо положительными моментами)
Слайд 17
Прямые наказания
Физическое наказание ( Не рекомендуется )
Поставить ребенка в угол, лишить его свободы передвижения( Если для вас в детстве стоять в углу было нормально, то для ваших детей тоже такой метод наказания приемлем.)
Родители ребенка ругают
Лишение чего-то материального или какой-то возможности
Лишить ребенка своего внимания. (Самый приемлемый метод прямого наказания)
Слайд 18
Методы поощрения
Что должны знать родители, чтобы похвалить:
похвала действует на ребенка как лекарство
«может вылечить, но в больших дозах и отравить»
В похвале иногда нуждается каждый ребенок
У каждого ребенка своя норма и она постоянно меняется
Тот кто хвалит , не всегда нравится ребенку
Нежелательно хвалить ребенка за то, чего он не достиг своим трудом
Нежелательно хвалить больше двух раз за одно и тоже
Не хвалить из жалости
Похвала нужна тем меньше, чем он ближе к сверхполноценному типу
Слайд 19
1. Метод компенсации
Используется при внезапном понижении самооценки ребенка (используется для первого типа самооценки)
2. Метод опережающего одобрения (Похвала авансом )
Метод состоит в том , что поверить, что у ребенка все получится и передать эту веру ребенку .
К сожалению в семейной и педагогической практике используют метод опережающего неодобрения
3. Метод похвалы при повышении требований к ребенку
Метод состоит в следующем, каждое повышение требования к ребенка начинать с похвалы уже достигнутого( способ подъемная похвала)
4. Методы косвенного одобрения ( похвалить результат позитивных действий)
5. Рикошет
Слайд 20
Методы замены похвалы
Попросить совета, как у старшего или равного
Попросить помощи, как у старшего или равного
Проявить интерес к тому что он сделал
Порадоваться за ребенка