Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Образование СССР.
Национальная политика
в 1920-е гг.
Слайд 2
План урока
1. Предпосылки и значение образования СССР
2. Образование СССР. Конституция 1924 г.
3. Национально-государственное строительство
4. Политика «коренизации»
Слайд 3
1. Предпосылки и значение образования СССР
Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Польша добились суверенитета. Польша захватила Западную Белоруссию и Западную Украину, часть Литвы.
К 1921 г. зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Хорезмская и Бухарская народные республики.
Слайд 4
1. Предпосылки и значение образования СССР
В советских республиках были свои органы власти и управления, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б).
Слайд 5
1. Предпосылки и значение образования СССР
Бухара в 1920 г.
Коммунисты считали, что для построения социализма необходимо объединение всех наций и народностей. К государственному объединению подталкивали потребности развития экономики, внешнеполитические причины (враждебное окружение), память о принадлежности к единому государству.
Слайд 6
1. Предпосылки и значение образования СССР
Совет народных комиссаров РСФСР
В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР внешнюю торговлю.
Слайд 7
1. Предпосылки и значение образования СССР
Ленин и Сталин в Горках
У большевиков были разные точки зрения по вопросу создания единого государства. И.Сталин предложил включить все советские республики в состав РСФСР. В.Ленин считал, что республики должны объединиться, сохраняя свои суверенные права, в т.ч. право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинский план.
Слайд 8
2. Образование СССР. Конституция 1924 г.
30 декабря 1922 г. в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларация об образовании СССР.
Слайд 9
2. Образование СССР. Конституция 1924 г.
31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, между съездами – ЦИК. Высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет народных комиссаров (СНК) СССР.
Слайд 10
2. Образование СССР. Конституция 1924 г.
Герб СССР
В республиках создавались свои ЦИК и СНК. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик. Значительную часть полномочий республики передавали центру (дипломатию, оборону, гос.безопасность, транспорт, внешнюю торговлю, связь, финансы).
Слайд 11
2. Образование СССР. Конституция 1924 г.
Герб СССР
Республики ведали внутренними делами, земледелием, просвещением, юстицией, здравоохранением, социальным обеспечением. Союзные республики сохраняли право свободного выхода из состава СССР.
Выборы делегатов съезда Советов СССР носили многоступенчатый характер и давали перевес рабочим (от городских жителей в 5 раз больше, чем от сельских). Лица, использующие наемный труд, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы избирательных прав были лишены.
Слайд 12
3. Национально-государственное строительство
В 1924 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы Узбекская и Туркменская ССР; возникла Киргизская автономия, вошедшая в состав РСФСР; Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики вошли в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.
Слайд 13
3. Национально-государственное строительство
Флаг и герб Белоруссии в 1920-е гг.
На левобережье Днестра была создана Молдавская АССР; в 1924-1926 гг. РСФСР передала Белоруссии Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний, населенных в основном белорусами.
Слайд 14
4. Политика «коренизации»
Мирные переговоры с басмачами. 1921 г.
Партия начала учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках духовенству возвратили земли, восстановили шариатские суды, признавали мусульманские нормы поведения; в партию принимали верующих, в мусульманских республиках выходным днем вместо воскресенья объявили пятницу.
Слайд 15
4. Политика «коренизации»
Малым народом Севера, ведущим кочевой и полукочевой образ жизни, предоставлялось право на самоуправление с учётом обычаев и традиций. Открывались национальные школы, театры, газеты, издавалась национальная литература. Некоторые народы впервые получили письменность.
Слайд 16
4. Политика «коренизации»
В Москве и Петрограде (после смерти Ленина в 1924 г. –Ленинграде) были открыты институты народов Востока и народов Севера.
Слайд 17
4. Политика «коренизации»
Съезд народов Востока в Баку
Политика «коренизации» означала «выращивание» местных кадров, опору на коренное население республики. Для работы в государственных и общественных органах, в хозяйственных учреждениях подготавливались национальные кадры. Советская власть нуждалась в местной интеллигенции, которую она привлекала на свою сторону.
Слайд 18
4. Политика «коренизации»
Но «коренизация» имела и отрицательные стороны. В Киргизии была проведена земельная реформа, передавшая земли русских поселенцев киргизам, которые никогда земледелием не занимались. На Украине украинский язык стал государственным и без его знания нельзя было занимать никакие значительные должности.
С.Карпов.
Дружба народов
Слайд 19
Выводы:
Большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство. Начался новый этап развития Российского государства – в форме Союза Советских Социалистических республик.
Слайд 20
Домашнее задание
1. Изучить параграф 11
2. Ответить на вопросы на стр.107 (устно)
3. Знать основные события и факты
Слайд 21
Полные блоки презентаций по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.