Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Национальный центр инноваций в образовании
НЦИО
Организация
работы с текстом
при подготовке
к выполнению
задания 27 ЕГЭ
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Слайд 2
Размышления по поводу…
Умение работать с текстом как основным способом
получения информации -
правильность выполнения заданий ЕГЭ,
успешность обучения в целом,
выход на метапредметный уровень:
освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации.
Коммуникативная компетенция:
способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию,
адекватно её интерпретировать,
создавать собственное высказывание.
Слайд 3
«Анализ текста очень сложная и научная, и методическая проблема. Ю.М. Лотман писал о необходимости декодирования текста читателем следующее: «Текст предстает перед читателем как минимум дважды зашифрованным; первая зашифровка – система естественного языка (например, русского). Поскольку эта система шифра дана заранее и адресант с адресатом одинаково свободно ею владеют, дешифровка на этом уровне производится автоматически. Однако этот же текст …зашифрован ещё каким-то другим образом». Достижение результата дешифровки на втором уровне предполагает овладение основными мыслительными операциями, важнейшей из которых является анализ».
Слайд 4
Размышления по поводу…
Причины проблем:
нет связи между освоением теории и
формированием практических умений и навыков;
остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики,
неумение работать с информацией, воспринимать и интерпретировать её;
фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику на ЕГЭ самостоятельно создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.
Слайд 6
Автор - художественный текст
Конкретные
художественные
образы
Абстрактные
идеи
Общее
Частное
Восприятие читателя - в обратном направлении:
От конкретных
ситуаций
к
общей проблеме
Слайд 7
Работа ученика: от чтения - к анализу и сочинению
Изучающее чтение
Определение темы текста: «О чём этот текст?»
Сканирование, поиск и фиксирование всех
средств, с помощью которых вычитывается
проблематика текста, его идея.
2. «Сортировка» и обработка
ЧТО в тексте и КАК помогает
а) сформулировать проблему текста;
б) увидеть её аспекты;
в) определить смысловые связи и проанализировать их;
г) определить авторскую позицию.
(Как собранный материал «работает» на создание сочинения?)
3. Создание собственного
высказывания (текста сочинения)
Слайд 8
Понимание текста
Это вычитывание разных видов текстовой информации:
фактуальной (описание героев, места и времени действия, фактов, событий и т.п.);
концептуальной («сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями»);
подтекстовой (скрытой информация, которая извлекается благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные значения).
Слайд 10
Наблюдение за характерами героев, их речью, поведением, чувствами, настроением, размышлениями - способ определения проблемы в художественном тексте.
Слайд 11
Анализируем художественный текст
Преимущества работы с малоизвестным текстом:
нет возможности прочитать его анализ в интернете или списать чужое сочинение по данному тексту;
возникает необходимость самостоятельно создавать собственное высказывание по незнакомому тексту;
формируются практические умения и навыки анализа текста;
вырабатывается готовность к анализу любого текста на ЕГЭ и т.п.
Слайд 12
(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
–(2) Ты что, Галя? (3) Что-нибудь случилось?
– (4)Человек приехал из Подгорска. (5)Тетя Маруся умерла две недели назад, уже похоронили. (6)Этот, который приехал, что-то нам привез.
– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
– (9)Ты тоже могла бы это знать.
(10)Товарищ из Подгорска сидел в комнате.
– (11)Добрый день. (12)Я Кондратьев Федор Маркович, художник-реставратор, живу и работаю в Подгорске.
– (13) Слушаю вас.
(14)Кондратьев начал не сразу: непросто прийти в незнакомый дом, да ещё с печальным известием.
– (15)Дело в том,- с некоторой тревогой сказал Кондратьев,- что в субботу двадцать второго мая скончалась Мария Матвеевна Румянцева.
– (16)Этого года? – спросил Дюжев.
(17)Кондратьев не ответил. (18)Понятно, первая реакция – растерянность. (19)Жил человек на свете – и нет его. (20)В такой ситуации у каждого голова пойдет кругом.
–(21)Подумать только, в мае, когда всё цветёт, когда торжествует жизнь, Мария Матвеевна, наша дорогая тетя Маруся, покинула нас навсегда,- глубоко вздохнув, трагическим тоном сказал Дюжев.– (22)И долго она болела?
– (23)Совсем не болела, – сказал Кондратьев. – (24)Вы же знаете, трудилась до последнего дня.
–(25) Неужели ещё работала? – удивился Дюжев.
– (26)Да… (27)Она, вероятно, писала вам, что целые дни проводит в городской библиотеке, помогает молодым сотрудницам, а самое важное - беседует с читателями, советует, что им взять почитать …
– (28)В её-то возрасте?
– (29)А что? (30)Возраст позволял. (31)Вы же прекрасно знаете, сколько ей было лет.
– (32)Ещё бы мне не знать, Федор Маркович, замечательная она была женщина, – закончил Дюжев. (33)Дюжев решил, что всё хорошее, что он скажет сейчас о Марии Матвеевне, даст возможность понять Кондратьеву и Гале, что он, Дюжев, всегда любил и ценил тетю Марусю, хотя мало, особенно в последние годы, вспоминал о ней, о родственном долге перед нею.
– (34)Она в больнице скончалась, - Кондратьев продолжил разговор.
- (35)Ну, если в больнице, то, возможно, не так уж я ей был нужен. (36)Если медицина оказалась бессильна, нам что остается? (37)Только посочувствовать по-родственному.
– (38)А это иногда дорогого стоит, – сказал Кондратьев. (39)Дюжев молчал.
Слайд 13
(40)Кондратьев взял портфель, поставил себе на колени:
– (41)По вопросу о наследстве вам сообщат из нотариальной конторы…
– (42)О чём вы говорите? (43)Не претендуем мы ни на какое наследство!..
–(44)А это уже дело не моё. (45)По просьбе Марии Матвеевны передаю вам часть её наследства.
(46)Открывая портфель, Кондратьев на миг поднял глаза и перехватил внимательный, заинтересованный взгляд жены Дюжева.
– (47)Ещё до того, как Марию Матвеевну положили в больницу, был я у неё в библиотеке и сказал, что собираюсь в командировку сюда, в ваш город. (48)Тогда она достала из ящика стола небольшой сверток и говорит: «Федор Маркович, у меня к вам просьба. (49)Чувствую я себя не очень хорошо, случиться может всякое. (50)Тут написан адрес, зайдите, передайте вот это.(51)Никаких лишних слов не говорите, просто передайте».
(52)Кондратьев отдал Дюжеву сверток, внутри которого оказалась шкатулка, а в ней – три пронумерованных конверта. (53)И тут Дюжев узнал на конверте свой почерк.
– (54)Мои письма, – с радостью и удивлением в голосе сказал он. (55)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьёзных дел, все же нашел время написать несколько слов своей тете Марусе.
– (56)Если вспоминать, то вспоминать! – оживился Дюжев и вынул из конверта, помеченного единичкой, сложенный вдвое листок. – (57) «Здравствуйте, тетя Маруся! (58)Ваше письмо получил.(59) Вы обижаетесь, что редко пишу. (60)Последнее время работы много. (61)Получил новое назначение. (62)По секрету могу сообщить: собираюсь жениться. (63)Девушку зовут Галя. (64)Замечательная девушка, симпатичная…». (65)Дальше тут я рассказываю ей про свои планы. (66)А конец такой: «Желаю здоровья, успехов в труде и личной жизни».
– (67)Вот и получился день воспоминаний, – сказал Кондратьев. – (68)Хорошо вы ей пожелали – успеха в труде и в личной жизни.
(68)Дюжев не понял, шутит Кондратьев или говорит серьёзно.
– (69)Если не возражаете, могу прочитать второе письмо.
– (70)Мы не возражаем, – сказала Галина Юрьевна.
– (71)«Здравствуйте, тетя Маруся! (72)Вы, я думаю, заметили: на конверте не наша почтовая марка. (73)Это письмо я пишу на борту теплохода «Балтика». (74)Мы в настоящее время совершаем круиз вокруг Европы. (75)Всюду картины зарубежной жизни. (76)Многое посмотрели. (77)Как вы поживаете, тетя Маруся? (78)Помните одно: здоровье – это всё.(79) Привет от Галочки, Геннадий».
– (80)Похвально, Геннадий Никанорович, что вы везде вспоминали о существовании близкого вам человека, - сказал Кондратьев.
(81)И опять Дюжев не понял: то ли в шутку говорит Кондратьев, то ли серьезно.
Слайд 14
- (82)А третье письмо я машинистке продиктовал. (83)«Приветствую вас, тетя Маруся! (84)Долго не писал. (85)Очень много работы. (86)Дела идут хорошо. (87)В прошлом квартале добились хороших успехов, может, читали в центральной прессе? (88)Забыл вас поздравить с Международным женским днем Восьмое марта. (89)Поздравляю, лучше поздно, чем никогда. (90) А пока будьте здоровы, живите богато. (91)Дюжев».
– (92)Содержательное, бодрое письмо, – сказал Кондратьев, и снова осталось непонятным – шутит или нет, хорошо это или плохо? (93)Скорей – хорошо, а то бы промолчал.
–(94)Ну что ж, спасибо за гостеприимство, - Кондратьев закрыл свой портфель и встал.
– (95)Что вы, вам спасибо, - сказала Галина Юрьевна, думая о том, что наконец-то кончается этот не очень приятный визит.(96)Человек приехал, сообщил, о чём его просили, а в результате у Геннадия сильно испортилось настроение оттого, что услышал, и от этих вот писем. (97)А что? (98)Письма как письма. (99)Тётю Марусю он изредка, но вспоминал. (100)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже. (101) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала, и он ей за это неоднократно «спасибо» говорил. (102)А после и жизнь вперед ушла, и всё изменилось.
(103)Если бы тетя Маруся, когда жива была, случайно приехала, своими глазами бы увидела, какой Гена занятой человек. (104)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого.
(105)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (106)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель.
(107)Дюжевы вышли на балкон и увидели, как он появился из подъезда и зашагал по тротуару. (108)Вдруг он обернулся. (109)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил.
(110)У него были заняты руки.
(По Б.Ласкину* «Наследство»)
*Бори́с Саве́льевич Ла́скин (1914 - 1983) — советский киносценарист, поэт, прозаик, драматург
Слайд 15
1.Чтение и определение стиля речи, понимание общего содержания текста.
2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/каков внутренний мир?/ какие черты характера раскрываются?
3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и поведение (мысли, поступки) героя?
4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной и подтекстовой информации:
- анализ речи, размышлений главного героя, его поведения;
- определение характера взаимоотношений героев;
- анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, художественные приёмы, описания, оценочную лексику и т.д.
5. Создание собственного текста.
Слайд 16
Роль начала художественного текста
Кто?
Где?
Когда?
Как?
Слайд 17
Анализируем начало текста. Вычитываем подтекстовую информацию
(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
–(2) Ты что, Галя? (3) Что-нибудь случилось?
– (4)Человек приехал из Подгорска. (5)Тетя Маруся умерла две недели назад, уже похоронили. (6)Этот, который приехал, что-то нам привез.
– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
– (9)Ты тоже могла бы это знать.
Что позволяет понять начало текста
в характерах героев,
в их взаимоотношениях,
в отношениях с окружающими людьми?
Слайд 18
Финал текста
Финал текста, как правило, прежде всего передаёт
эмоциональное состояние,
чувства персонажей.
Выделение последнего предложения в абзац нацелено на усиленное экспрессивно-эстетическое воздействие на читателя.
Задание.
Докажите справедливость данных
утверждений, проанализировав финал рассказа.
(105)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (106)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель.
(107)Дюжевы вышли на балкон и увидели, как он появился из подъезда и зашагал по тротуару. (108)Вдруг он обернулся. (109)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил.
(110) У него были заняты руки.
Слайд 19
Подумаем вместе
(105)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (106)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель.
(107)Дюжевы вышли на балкон и увидели, как он появился из подъезда и зашагал по тротуару. (108)Вдруг он обернулся. (109)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил.
(110)У него были заняты руки.
(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
–(2) Ты что, Галя? (3) Что-нибудь случилось?
– (4)Человек приехал из Подгорска. (5)Тетя Маруся умерла две недели назад, уже похоронили. (6)Этот, который приехал, что-то нам привез.
– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
– (9)Ты тоже могла бы это знать.
Какие вопросы вызывает сопоставление начала и финала текста?
Слайд 20
Почему возникает разлад в отношениях между людьми?
Каковы причины возникновения конфликта между Дюжевым и Кондратьевым?
Что стало причиной столь холодного прощания Кондратьева с семьёй Дюжевых?
Почему так демонстративно Кондратьев не подал руки хозяину дома?
Что может вызвать в человеке негативную реакцию при первом знакомстве?
Почему возникла отчуждённость между Кондратьевым и Дюжевым?
Чем определяется характер взаимоотношений людей? и т.п
Какие возможные смысловые связи между примерами-иллюстрациями уже «читаются» в сформулированных
вопросах?
Слайд 21
Работаем с текстом: учимся формулировать проблему и понимать авторскую позицию
4 группы учащихся, анализируя содержание текста, готовятся рассказать о каждом из персонажей.
Жена Дюжева
Дюжев
Автор
Мария Матвеевна
Кондратьев
Слайд 22
Обратите внимание!
Реплики героев, монолог, диалог персонажей в художественном тексте не только средство изображения, но и предмет изображения. Из речи героев мы узнаём и то, что произошло, как развиваются события, и получаем представление о самом герое, так как с помощью прямой речи даётся индивидуальная характеристика героя…
Но при этом в речи персонажа должны проявиться (в разных сочетаниях или все сразу) типовые черты, ...связанные с эмоциональным состоянием персонажа в описываемый момент.
Е.В. Джанджакова «Стилистика художественного прозаического текста»
Слайд 23
Мария Матвеевна
Характеристика персонажа.Доказательства из текста
Скромная труженица, посвятившая всю себя работе; доброжелательная, начитанная, умная.- (24)Вы же знаете, трудилась до последнего дня.
- (27)Она, вероятно, писала вам, что целые дни проводит в городской библиотеке, помогает молодым сотрудницам, а самое важное, беседует с читателями, советует, что им взять почитать …
Пользовалась искренним уважением окружающих.(45)По просьбе Марии Матвеевны передаю вам часть её наследства.
Любовно, как к родному сыну, относилась к своему племяннику.(59) Вы обижаетесь, что редко пишу.
(101) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала.
Письма хранила в шкатулке
Человек с обострённым чувством собственного достоинства.(100)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже.
«(49)Чувствую я себя не очень хорошо, случиться может всякое. (50)Тут написан адрес, зайдите, передайте вот это. (51)Никаких лишних слов не говорите, просто передайте».
Слайд 24
Галина Юрьевна Дюжева
Характеристика персонажа.Доказательства из текста
Негостеприимная хозяйка.(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
– (4)Человек приехал из Подгорска. (6)Этот, который приехал, что-то нам привез.
– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
Корыстолюбивая.– (42)О чём вы говорите? (43)Не претендуем мы ни на какое наследство!..
(46)Открывая портфель, Кондратьев на миг поднял глаза и перехватил внимательный, заинтересованный взгляд жены Дюжева.
Лицемерная.– (95)Что вы, вам спасибо, - сказала Галина Юрьевна, думая о том, что наконец-то кончается этот не очень приятный визит
Равнодушная.(98)Письма как письма.
Бессердечная, недалёкая женщина, отражение собственного мужа..(99)Тётю Марусю он изредка, но вспоминал. (100)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже. (101) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала, и он ей за это неоднократно «спасибо» говорил.
(103)Если бы тетя Маруся, когда жива была, случайно приехала, своими глазами бы увидела, какой Гена занятой человек. (104)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого.
Слайд 25
Кондратьев Федор Маркович
Характеристика персонажа.Доказательства из текста
Деликатный, чуткий человек.(14)Кондратьев начал не сразу: непросто прийти в незнакомый дом, да ещё с печальным известием.
– (15)Дело в том,- с некоторой тревогой сказал Кондратьев,- что в субботу двадцать второго мая скончалась Мария Матвеевна Румянцева.
Тактичный.– (16)Этого года? – спросил Дюжев.
(17)Кондратьев не ответил.
Ироничный (саркастичный).. – (24)Вы же знаете, трудилась до последнего дня. (31)Вы же прекрасно знаете, сколько ей было лет. – (68)Хорошо вы ей пожелали – успеха в труде и в личной жизни. – (80)Похвально, Геннадий Никанорович, что вы везде вспоминали о существовании близкого вам человека. – (92)Содержательное, бодрое письмо, – сказал Кондратьев.–(94)Ну что ж, спасибо за гостеприимство
Прямолинейный.(36)Если медицина оказалась бессильна, нам что остается? (37)Только посочувствовать по-родственному.
– (38)А это иногда дорогого стоит, – сказал Кондратьев.
ДЕТАЛЬ, подчеркивающая его отношение к Дюжевым: прекрасно разбирается в людях, судит их не по словам, а по поступкам..(40)Кондратьев взял портфель, поставил себе на колени.
(105)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (106)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель.
( (109)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил.
(110)У него были заняты руки.
Слайд 26
Дюжев Геннадий Никанорович
Характеристика персонажа.Доказательства из текста
Неблагодарный, черствый человек с манией величия.– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
– (9)Ты тоже могла бы это знать.
(36)Если медицина оказалась бессильна, нам что остается?
- (82)А третье письмо я машинистке продиктовал.
Недалёкий, бездушный, глупый.В субботу двадцать второго мая скончалась Мария Матвеевна Румянцева.
– (16)Этого года? – спросил Дюжев.
Лицемер с фальшивыми чувствами.–(21)Подумать только, в мае, когда всё цветет, когда торжествует жизнь, Мария Матвеевна, наша дорогая тетя Маруся, покинула нас навсегда,- глубоко вздохнув, трагическим тоном сказал Дюжев.
Стремится пустить пыль в глаза, показаться лучше, чем он есть на самом деле.– (32)Ещё бы мне не знать, Федор Маркович, замечательная она была женщина, – закончил Дюжев. (33)Дюжев решил, что всё хорошее, что он скажет сейчас о Марии Матвеевне, даст возможность понять Кондратьеву и Гале, что он, Дюжев, всегда любил и ценил тетю Марусю, хотя мало, особенно в последние годы, вспоминал о ней, о родственном долге перед нею.
– (54)Мои письма, – с радостью и удивлением в голосе сказал он. (55)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьезных дел, все же нашел время написать несколько слов своей тете Марусе.
Слайд 27
Анализ писем. Кульминация
(52)Кондратьев отдал Дюжеву сверток, внутри которого оказалась шкатулка, а в ней – три пронумерованных конверта. (53)И тут Дюжев узнал на конверте свой почерк.
– (54)Мои письма, – с радостью и удивлением в голосе сказал он.
(55)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьёзных дел, всё же нашел время написать несколько слов своей тете Марусе.
Письмо 1.Письмо 2.Письмо 3
– (57) «Здравствуйте, тетя Маруся! (58)Ваше письмо получил.(59) Вы обижаетесь, что редко пишу. (60)Последнее время работы много. (61)Получил новое назначение. (62)По секрету могу сообщить: собираюсь жениться. (63)Девушку зовут Галя. (64)Замечательная девушка, симпатичная…». (65)Дальше тут я рассказываю ей про свои планы. (66)А конец такой: «Желаю здоровья, успехов в труде и личной жизни»..– (71)«Здравствуйте, тетя Маруся! (72)Вы, я думаю, заметили: на конверте не наша почтовая марка. (73)Это письмо я пишу на борту теплохода «Балтика». (74)Мы в настоящее время совершаем круиз вокруг Европы. (75)Всюду картины зарубежной жизни. (76)Многое посмотрели. (77)Как вы поживаете, тетя Маруся? (78)Помните одно: здоровье – это всё.(79) Привет от Галочки, Геннадий»..– (82)А третье письмо я машинистке продиктовал. (83)«Приветствую вас, тетя Маруся! (84)Долго не писал. (85)Очень много работы. (86)Дела идут хорошо. (87)В прошлом квартале добились хороших успехов, может, читали в центральной прессе? (88)Забыл вас поздравить с Международным женским днем Восьмое марта. (89)Поздравляю, лучше поздно, чем никогда. (90) А пока будьте здоровы, живите богато. (91)Дюжев».
Содержание, стиль и объём писем!
Зачем пронумерованы?
Слайд 28
Дюжев: показное и истинное
Показное.Реальное
– Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– Ещё бы мне не знать. Федор Маркович, замечательная она была женщина, – закончил Дюжев..26)Он решил: то всё хорошее, что он скажет сейчас о Марии Матвеевне, даст возможность понять Кондратьеву и Гале, что он, Дюжев, всегда любил и ценил тетю Марусю, хотя мало, особенно в последние годы, вспоминал о ней, о родственном долге перед нею.
– Мои письма, – с радостью и удивлением в голосе сказал он..(42)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьёзных дел, всё же нашел время написать несколько слов своей тёте Марусе.
А пока будьте здоровы, живите богато..В материальном отношении не помогал….
Забыл вас поздравить с Международным женским днем Восьмое марта. (подтекст!)
..Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого.
Слайд 29
Несобственно - прямая речь как средство характеристики героя
Она представляет собой введение элементов речи героя в авторское повествование. Этот приём дает возможность
проникнуть во внутренний мир персонажа,
понять его чувства,
характер,
отношение к окружающему миру и т.д.
(12)Дело в том, что в субботу двадцать второго мая скончалась Мария Матвеевна Румянцева.
– (13)Этого года? – спросил Дюжев..(14)Кондратьев не ответил. (15)Понятно, первая реакция – растерянность: жил человек на свете – и нет его. (16)В такой ситуации у каждого голова пойдет кругом.
(78)Содержательное, бодрое письмо, – сказал Кондратьев….…и снова осталось непонятным – шутит или нет, хорошо это или плохо? (79)Скорей – хорошо, а то бы промолчал.
В какой момент появляется в повествовании несобственно-прямая речь?
Почему несобственно-прямая речь иногда даже в большей степени, чем прямая речь, помогает увидеть внутренний мир, характер, состояние героя и т.п.?
Как характеризует Дюжева несобственно-прямая речь?
Слайд 30
Несобственно-прямая речь отражает глупость, душевную пустоту и нравственную глухоту Дюжева, которые затем проявятся в его поступках, поведении, речи;
помогает понять, что в любой щекотливой ситуации герой, не вникая в смысл услышанного, старается истолковать в свою пользу сказанное собеседником;
несобственно-прямая речь позволяет автору передать своё отношение к тому, что герой говорит или думает.
Слайд 31
О чём свидетельствует несобственно-прямая речь жены Дюжева?
82)Человек приехал, сообщил, о чём его просили, а в результате у Геннадия сильно испортилось настроение от того, что услышал, и от этих вот писем. (83)А что? (84)Письма как письма. (85)Тётю Марусю он изредка, но вспоминал. (86)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже. (87) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала, и он ей за это неоднократно «спасибо» говорил. (88)А после и жизнь вперед ушла, и всё изменилось. (89)Если бы тетя Маруся, когда жива была, случайно приехала, своими глазами бы увидела, какой Гена занятой человек. (90)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого.
Слайд 32
(82)Человек приехал, сообщил, о чём его просили, а в результате у Геннадия сильно испортилось настроение от того, что услышал, и от этих вот писем.
Почему испортилось настроение Дюжева?
Слайд 33
Почему испортилось настроение Дюжева?
(26)Он решил: то всё хорошее, что он скажет сейчас о Марии Матвеевне, даст возможность понять Кондратьеву и Гале, что он, Дюжев, всегда любил и ценил тетю Марусю, хотя мало, особенно в последние годы, вспоминал о ней, о родственном долге перед нею.
(42)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьёзных дел, всё же нашел время написать несколько слов своей тёте Марусе.
Слайд 34
Дюжевы
–(80) Ну что ж, спасибо за гостеприимство, - Кондратьев закрыл свой портфель и встал.
(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
– (4)Человек приехал из Подгорска… (5)Этот, который приехал, что-то нам привез.
(9)Товарищ из Подгорска сидел в комнате.
–(27)Она в больнице скончалась, - Кондратьев продолжил разговор.
(32)Дюжев молчал.
Слайд 35
Отношение жены и Кондратьева к поведению и поступкам Дюжева
Отношение жены.Отношение Кондратьева
(82)Человек приехал, сообщил, о чем его просили, а в результате у Геннадия сильно испортилось настроение от того, что услышал, и от этих вот писем. (83)А что? (84)Письма как письма. (85)Тётю Марусю он вспоминал. (86)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже. (87) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала, и он ей за это неоднократно «спасибо» говорил. (88)А после и жизнь вперед ушла, и всё изменилось. (89)Если бы тетя Маруся, когда жива была, случайно приехала, своими глазами бы увидела, какой Гена занятой человек. (90)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого..(91)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (92)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель. (95)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил. (96) У него были заняты руки.
Кондратьеву омерзителен Дюжев
Жена не осуждает мужа
Слайд 36
Смысл названия рассказа («Наследство»)
– (41)По вопросу о наследстве вам сообщат из нотариальной конторы…
– (42)О чём вы говорите? (43)Не претендуем мы ни на какое наследство!..
(104)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого.
(45)По просьбе Марии Матвеевны передаю вам часть её наследства.
Мария Матвеевна выделяет эту часть наследства и передает племяннику, чтобы тот её получил и рассмотрел отдельно от всего остального.
Зачем? С какой целью?
Слайд 37
«Федор Маркович, у меня к вам просьба. (49)Чувствую я себя не очень хорошо, случиться может всякое. (50)Тут написан адрес, зайдите, передайте вот это. (51)Никаких лишних слов не говорите, просто передайте».
Почему?
Мария Матвеевна
Дюжев
Слайд 38
Нет слов = нет интерпретации. Человеку важно осмысливать любое событие или предмет. Нет чужой оценки – человек вынужден дать свою.
Пронумерованные конверты – это «зеркала»: не дав им свою оценку и не позволив сказать «лишние слова» Кондратьеву, Мария Матвеевна заставила племянника обратить внимание на содержание писем и увидеть самого себя.
Слова – это оценки, которые могут вызывать реакцию (попытки оправдаться, обелить себя и т.п.) Мария Матвеевна (умышленно или сознательно) не позволила племяннику сместить фокус внимания с самоанализа на самооправдание.
Выделенные из наследства и доставленные отдельно пронумерованные письма – это требование: «Оцени себя САМ!».
Слайд 39
Смысл названия рассказа («Наследство»)
Что посылал, то и получил.
По мнению Марии Матвеевны, только письма как часть наследства ещё смогут заставить племянника заглянуть в себя и измениться.
Наследство – это «зеркало» для героя и для читателя: ЧТО можно увидеть в этом жесте? Укор? Тонкую месть? Любовь и всепрощение? Желание остаться в памяти племянника? и т.п.
Слайд 40
Если письма – это «зеркало» для Дюжева, то рассказ «Наследство» – это «зеркало» для читателя:
как он отнесётся к героям, их взаимоотношениям?
Как оценит их поступки?
Какие выводы сделает?
О чём задумается?
Какие аналогии увидит? и т.д.
Слайд 41
В чём истоки неблагодарности Дюжева?
В отсутствии совести;
в равнодушии и чёрствости;
в завышенном представлении о собственной значимости и занятости;
в неумении слушать и слышать;
во внимании, направленном только на себя;
в бездушии, эгоизме, бесчувственности;
в потребительском отношении к окружающим и т.п.
Слайд 42
В чём сила благодарности?
Евангелие от Луки, глава 17, стихи 12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Не только тело самарянина спас Иисус от смерти. Он спас от неё и душу БЛАГОДАРНОГО чужеземца, ОДНОГО ИЗ ДЕСЯТИ. Души же остальных девяти поражены духовной проказой – отсутствием благодарности.
Слайд 43
Ирония как способ выражения авторской позиции
Определяя авторскую позицию, необходимо помнить, что в тексте может использоваться такой прием, как ирония (употребление слов или выражений в контексте, который придаёт им прямо противоположное значение).
Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
Слайд 44
Подумаем, поспорим…
Слайд 45
Ирония как способ выражения авторской позиции
–(20) Неужели ещё работала? – удивился Дюжев..–(19) Вы же знаете, трудилась до последнего дня.
– (6)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев..(24)Вы же прекрасно знаете, сколько ей было лет.
– (54)Вот и получился день воспоминаний, – сказал Кондратьев. –(55) Хорошо вы ей пожелали – успеха в труде и в личной жизни..(56)Дюжев не понял, шутит Кондратьев или говорит серьезно.
– (66)Похвально, Геннадий Никанорович, что вы везде вспоминали и о существовании близкого вам человека.
– (78)Содержательное, бодрое письмо, – сказал Кондратьев….(67)И опять Дюжев не понял: то ли в шутку говорит Кондратьев, то ли серьезно.
…и снова осталось непонятным – шутит или нет, хорошо это или плохо?
Слайд 46
Подумаем, поспорим…
Слайд 47
Подумаем, поспорим…
Слайд 48
Формулируем проблемы
Проблема
осознания нравственного долга перед близкими людьми;
утраты совести;
взаимоотношений близких людей;
бездушного отношения к судьбе близкого человека и т.д.
Слайд 50
Таблица оценивания комментария к сформулированной проблеме текста
Баллы.6.5.4.3.2.1
Пример 1.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.-.+.-
Пояснение 1.+.-.+.+.+.-.-.+.-.+.-.-.-.+.-.-.-
Пример 2.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.+.-.+.-.+
Пояснение 2.+.+.-.+.+.-.+.-.+.-.-.-.-.-.+.-.-
Смысловая связь.+.+.+.-.+.+.-.-.+.-.-.+.-.-.-.-.-
Анализ смысловой связи.+.+.+.+.-.+.+.+.-.-.+.-.-.-.-.-.-
1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в комментарии нет
Слайд 51
Пояснения к примерам-иллюстрациям
Разъяснительные замечания к приведённым примерам
Объяснительные примечания к примерам-иллюстрациям
Толкование, изъяснение приведённых примеров
Текст, представляющий собой дополнительное объяснение примеров.
Цель пояснения –
облегчить читателю понимание текста,
раскрыть
его содержание,
авторский замысел.
Слайд 52
Смысловые связи между примерами-иллюстрациями
№.Вид связи.Как определить вид связи.Вспомогатель-ные вопросы.Способ оформления
1..Сравнительная,
сопоставитель-ная или противопостави-тельная.Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу..Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста?
Что противопоставлено в примерах?
С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)?
В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д..В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)…
Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)…
Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) ….
Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что…
Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?)
Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…
Слайд 53
Функции сравнительной (сопоставительной) связи
В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять
характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
настроение, эмоции героя;
чувства, мысли героя или автора;
авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.
Слайд 54
2..Пояснитель-ная, уточняющая.Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации.Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?
Какими примерами автор подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?
Что можно привести в качестве подтверждения?
Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?
Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого?.Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)…
Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;
Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)….
Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)…
Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…
Слайд 55
Функции пояснительной (уточняющей) смысловой связи
Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Обратите внимание!
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Слайд 56
2..Причинно-следственная.Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым всё это привело..Почему это произошло?
Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)?
В силу чего это случилось?
Что из этого следует?
Какие последствия повлекло это событие?
Как это повлияло на дальнейшие события?
Что из этого, по мнению автора, следует?
К чему это привело (приведет)?
Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?.Эти примеры называют причины, по которым…
Причиной такого поведения является…
Следствием такого отношения к окружающим стало…
(указать результат и пояснить свой вывод)
Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось?
Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
Слайд 58
Назвать вид смысловой связи
Проанализировать её
Слайд 59
С помощью какого приема автору удалось передать свое отношение к происходящему и создать ситуацию, заставившую героя раскрыться полностью?
Какие смысловые связи можно увидеть между примерами в тексте, анализируя аспекты поставленных проблем?
Слайд 60
1. Можно сопоставить (сравнить)
Героев.Критерии сопоставления
Дюжева.Кондратьева.отношение к людям, миру, долгу
Дюжева.Марию Матвеевну.отношение друг к другу
Дюжева.Дюжева.показное и истинное лицо героя
Дюжева.Галину Юрьевну.отношение к Марии Матвеевне
Слайд 61
Сопоставляя показное и истинное в поведении и речи героя, можно понять, что…
фальшь, лицемерие как способы достижения желаемого стали ключевыми чертами характера Дюжева;
надевая в различных ситуациях маски разного рода, он старается произвести хорошее впечатление, добиться своих целей;
хотя в тексте нет описания внешности Дюжева, зато его манеры и речь со всеми эмоциями и интонациями создают облик бездушного, неблагодарного, бессовестного лицемера и т.п.
А также
можно понять, как формировался характер этого двуличного человека: он привык подстраиваться под обстоятельства, демонстрируя те качества характера, которые уместны в этих обстоятельствах.
Слайд 62
2. Можно противопоставить
Героев.Критерии противопоставления
Дюжева.Кондратьева.отношение к людям, миру, долгу
Дюжева.Марию Матвеевну.отношение друг к другу и к окружающим людям
Семью Дюжевых - Кондратьеву.отношение к Марии Матвеевне, к окружающим
Слайд 63
Противопоставляя отношение Кондратьева и Дюжева к Марии Матвеевне, автор помогает читателю пристальней вглядеться в Геннадия Никаноровича, увидеть его истинную суть. Тётя Маруся для него лишь на словах «дорогая» и «замечательная», потому что, в отличие от Фёдора Марковича, он ничего не знает о ней. Судя по всему, жизнь Марии Матвеевны интересовала Кондратьева, чужого человека, больше, чем её родного племянника.
Слайд 64
3. Можно сравнить
Письма.Критерии сравнения
.содержание, стиль, интонации писем
Слайд 65
Сравнивая письма Дюжева, нельзя не увидеть, что они, являясь одним из главных средств характеристики этого героя, отражают в полной мере его неблагодарное отношение к женщине, сделавшей ему так много добра. От письма к письму всё явственнее проступает лицо не родственника, а бездушного чиновника, так и не нашедшего за всю жизнь искренних, тёплых слов для родного человека.
Слайд 66
4. Можно использовать содержание писем как взаимодополняющие примеры
…Третье письмо-отписка, дополняя два предыдущих, помогает глубже понять характер Дюжева, его равнодушное отношение к тёте Марусе. Сухой, казённый стиль письма, не написанного, а продиктованного машинистке, показывает, что в этом герое окончательно погасли человеческие чувства и эмоции, и поэтому пожелания здоровья и богатства звучат издевательски: Дюжев, зная, что Мария Матвеевна одинока, ничем не помог ей, не сделал её старость спокойной и счастливой.
Слайд 67
5. Можно проанализировать причинно-следственные смысловые связи
Герои.
Дюжев.Кондратьев.отношение Кондратьева к Дюжеву
Слайд 68
Причинно-следственная связь
…Откровенная неприязнь Фёдора Марковича к Дюжеву, нежелание пожать ему руку на прощание стали следствием бездушного отношения Геннадия Никаноровича к одинокой тёте Марусе, его фальшивых речей и чувств. Отказом от рукопожатия Кондратьев продемонстрировал собеседнику своё глубочайшее презрение к нему, брезгливость и отвращение.
Слайд 69
Авторская позиция
Как характеризуют героя его мысли, речь, поступки?
Положительные они или отрицательные?
Как влияет поведение героя на других персонажей?
Осуждает или одобряет автор поведение героя?
Если герой является носителем общечеловеческих положительных качеств,
то автор с ним солидарен.
Если герой вызывает у читателя антипатию, то и авторское отношение
к герою негативное.
Слайд 70
От анализа смысловых отношений – к авторской позиции
Проблематика.Авторская позиция
Проблема проявления неблагодарности к близким людям
(Что становится причиной проявления неблагодарности к близким людям?).Истоки неблагодарности к близким людям кроются в отсутствии совести, безответственности и душевной чёрствости.
Авторская позиция
не должна дублировать
анализ смысловых связей!
Слайд 71
От анализа смысловых отношений – к авторской позиции
Проблематика.Роль смысловой связи.Авторская позиция
Проблема проявления неблагодарности к близким людям
(Что становится причиной проявления неблагодарности к близким людям?).1) Сравнивая письма Дюжева, нельзя не увидеть, что они, являясь одним из главных средств характеристики этого героя, отражают в полной мере его неблагодарное отношение к женщине, сделавшей ему так много добра. От письма к письму всё явственнее проступает лицо не родственника, а бездушного чиновника, так и не нашедшего за всю жизнь искренних, тёплых слов для родного человека.
2) Третье письмо-отписка, дополняя два предыдущих, помогает глубже понять характер Дюжева, его бездушное отношение к тёте Марусе. Сухой, казённый стиль письма, не написанного, а продиктованного машинистке, показывает, что в этом герое окончательно погасли человеческие чувства и эмоции, и поэтому пожелания здоровья и богатства звучат издевательски: Дюжев, зная, что Мария Матвеевна одинока, ничем и никогда не помог ей, не сделал её старость спокойной и счастливой..Истоки неблагодарности к близким людям кроются в отсутствии совести, безответственности и душевной чёрствости.
Слайд 72
Формулировка и обоснование собственной позиции
Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
Согласен ли я с мнением автора? Почему?
В чём заключается моя позиция по данному вопросу? (ФОРМУЛИРУЕМ ТЕЗИС!)
Докажите свою точку зрения различными примерами и объяснениями.
Слайд 73
Обоснование собственной позиции
Равнодушие разрушает самого человека.
(Почему?)
Он не способен испытывать ни любви, ни сострадания.
Он становится эгоистом, которого не волнуют проблемы окружающих.
Маскируясь под различные эмоции и чувства, он становится двуличным.
Слайд 74
Алгоритм работы с исходным текстом:
от вычитывания текста до обоснования
1) Вычитываем исходный текст: читаем его ИЗУЧАЮЩИМ видом чтения, МАРКИРУЕМ ключевые позиции текста;
2) Составляем ПЛАН СМЫСЛОВЫХ (!) ЧАСТЕЙ текста– параллельно с чтением!
3) Наблюдаем и фиксируем: что делает автор, раскрывая поставленную проблему? - параллельно!
4) Формулируем ПРОБЛЕМУ и ПОЗИЦИЮ автора, соблюдая вопросно-ответное единство;
5) Приступаем к КОММЕНТАРИЮ:
а) что делает автор, раскрывая поднятую проблему? – с этого начинаем
б) находим 2 примера-иллюстрации;
в) поясняем эти два примера;
г) устанавливаем между ними смысловую связь;
д) анализируем её.
6) Возвращаемся к позиции автора и продумываем ТЕЗИС СОГЛАСИЯ (в чём именно согласен?) и ОБОСНОВАНИЕ собственной позиции.
Слайд 75
Текст.Что делает автор?
(1)Ещё издали Дюжев увидел на балконе жену.
–(2) Ты что, Галя? (3) Что-нибудь случилось?
– (4)Человек приехал из Подгорска. (5)Тетя Маруся умерла две недели назад, уже похоронили. (6)Этот, который приехал, что-то нам привез.
– (7)Сколько же ей было лет? – спросил Дюжев.
– (8)Он, наверное, знает.
– (9)Ты тоже могла бы это знать..Знакомит с Дюжевыми, создавая первое негативное впечатление о них
(10)Товарищ из Подгорска сидел в комнате.
– (11)Добрый день. (12)Я Кондратьев Федор Маркович, художник-реставратор, живу и работаю в Подгорске.
– (13) Слушаю вас.
(14)Кондратьев начал не сразу: непросто прийти в незнакомый дом, да ещё с печальным известием.
– (15)Дело в том,- с некоторой тревогой сказал Кондратьев,- что в субботу двадцать второго мая скончалась Мария Матвеевна Румянцева.
– (16)Этого года? – спросил Дюжев.
(17)Кондратьев не ответил. (18)Понятно, первая реакция – растерянность. (19)Жил человек на свете – и нет его. (20)В такой ситуации у каждого голова пойдет кругом..Раскрывает характеры героев через диалог.
.
Несобственно-прямая речь Дюжева – это попытка оправдать ошеломлённое молчание гостя.
–(21)Подумать только, в мае, когда всё цветёт, когда торжествует жизнь, Мария Матвеевна, наша дорогая тетя Маруся, покинула нас навсегда,- глубоко вздохнув, трагическим тоном сказал Дюжев.– (22)И долго она болела?
– (23)Совсем не болела, – сказал Кондратьев. – (24)Вы же знаете, трудилась до последнего дня.
–(25) Неужели ещё работала? – удивился Дюжев.
– (26)Да… (27)Она, вероятно, писала вам, что целые дни проводит в городской библиотеке, помогает молодым сотрудницам, а самое важное - беседует с читателями, советует, что им взять почитать ….Показывает
А) позёрство Дюжева (21), высокопарный слог его речи, совершенно неуместный в этой ситуации; герой хочет казаться лучше
2) его неосведомленность о жизни Марии Матвеевны , хотя она писала ему о том, чем живет
Слайд 76
Текст.Что делает автор?
– (28)В её-то возрасте?
– (29)А что? (30)Возраст позволял. (31)Вы же прекрасно знаете, сколько ей было лет.
– (32)Ещё бы мне не знать, Федор Маркович, замечательная она была женщина, – закончил Дюжев. (33)Дюжев решил, что всё хорошее, что он скажет сейчас о Марии Матвеевне, даст возможность понять Кондратьеву и Гале, что он, Дюжев, всегда любил и ценил тетю Марусю, хотя мало, особенно в последние годы, вспоминал о ней, о родственном долге перед нею.
– (34)Она в больнице скончалась, - Кондратьев продолжил разговор.
- (35)Ну, если в больнице, то, возможно, не так уж я ей был нужен. (36)Если медицина оказалась бессильна, нам что остается? (37)Только посочувствовать по-родственному.
– (38)А это иногда дорогого стоит, – сказал Кондратьев. (39)Дюжев молчал..3) циничность: полагает, что работать и помогать людям в пожилом возрасте уже поздно;
4) двуличие: хочет казаться, а не быть
5) душевная черствость, равнодушие: его слова о «родственном сочувствии» лишены сострадания и искренности
(40)Кондратьев взял портфель, поставил себе на колени:
– (41)По вопросу о наследстве вам сообщат из нотариальной конторы…
– (42)О чём вы говорите? (43)Не претендуем мы ни на какое наследство!..
–(44)А это уже дело не моё. (45)По просьбе Марии Матвеевны передаю вам часть её наследства.
(46)Открывая портфель, Кондратьев на миг поднял глаза и перехватил внимательный, заинтересованный взгляд жены Дюжева.
– (47)Ещё до того, как Марию Матвеевну положили в больницу, был я у неё в библиотеке и сказал, что собираюсь в командировку сюда, в ваш город. (48)Тогда она достала из ящика стола небольшой сверток и говорит: «Федор Маркович, у меня к вам просьба. (49)Чувствую я себя не очень хорошо, случиться может всякое. (50)Тут написан адрес, зайдите, передайте вот это.(51)Никаких лишних слов не говорите, просто передайте»..6) Показывает лицемерие семьи Дюжевых
Слайд 77
Текст.Что делает автор?
(52)Кондратьев отдал Дюжеву сверток, внутри которого оказалась шкатулка, а в ней – три пронумерованных конверта. (53)И тут Дюжев узнал на конверте свой почерк.
– (54)Мои письма, – с радостью и удивлением в голосе сказал он. (55)Этим он давал понять, что он, Дюжев, кое-что стоит как родственник и как человек, который, с трудом отрываясь от серьёзных дел, все же нашел время написать несколько слов своей тете Марусе.
– (56)Если вспоминать, то вспоминать! – оживился Дюжев и вынул из конверта, помеченного единичкой, сложенный вдвое листок. – (57) «Здравствуйте, тетя Маруся! (58)Ваше письмо получил.(59) Вы обижаетесь, что редко пишу. (60)Последнее время работы много. (61)Получил новое назначение. (62)По секрету могу сообщить: собираюсь жениться. (63)Девушку зовут Галя. (64)Замечательная девушка, симпатичная…». (65)Дальше тут я рассказываю ей про свои планы. (66)А конец такой: «Желаю здоровья, успехов в труде и личной жизни».
– (67)Вот и получился день воспоминаний, – сказал Кондратьев. – (68)Хорошо вы ей пожелали – успеха в труде и в личной жизни..7) завышенное представление о себе и о собственной значимости; формализм в финале письма
– (69)Если не возражаете, могу прочитать второе письмо.
– (70)Мы не возражаем, – сказала Галина Юрьевна.
– (71)«Здравствуйте, тетя Маруся! (72)Вы, я думаю, заметили: на конверте не наша почтовая марка. (73)Это письмо я пишу на борту теплохода «Балтика». (74)Мы в настоящее время совершаем круиз вокруг Европы. (75)Всюду картины зарубежной жизни. (76)Многое посмотрели. (77)Как вы поживаете, тетя Маруся? (78)Помните одно: здоровье – это всё.(79) Привет от Галочки, Геннадий».
– (80)Похвально, Геннадий Никанорович, что вы везде вспоминали о существовании близкого вам человека, - сказал Кондратьев.
(81)И опять Дюжев не понял: то ли в шутку говорит Кондратьев, то ли серьезно..9) безучастное, незаинтересованное отношение : сплошные «дежурные» фразы, лишенные теплоты и искренности
Слайд 78
Текст.Что делает автор?
- (82)А третье письмо я машинистке продиктовал. (83)«Приветствую вас, тетя Маруся! (84)Долго не писал. (85)Очень много работы. (86)Дела идут хорошо. (87)В прошлом квартале добились хороших успехов, может, читали в центральной прессе? (88)Забыл вас поздравить с Международным женским днем Восьмое марта. (89)Поздравляю, лучше поздно, чем никогда. (90) А пока будьте здоровы, живите богато. (91)Дюжев».
– (92)Содержательное, бодрое письмо, – сказал Кондратьев, и снова осталось непонятным – шутит или нет, хорошо это или плохо? (93)Скорей – хорошо, а то бы промолчал..10) Отсутствие совести - попытка оправдать собственную безучастность к судьбе близкого человека загруженностью на работе – верх неблагодарности и безответственности
Авторская ирония!
–(94)Ну что ж, спасибо за гостеприимство, - Кондратьев закрыл свой портфель и встал.
– (95)Что вы, вам спасибо, - сказала Галина Юрьевна, думая о том, что наконец-то кончается этот не очень приятный визит.(96)Человек приехал, сообщил, о чём его просили, а в результате у Геннадия сильно испортилось настроение оттого, что услышал, и от этих вот писем. (97)А что? (98)Письма как письма. (99)Тётю Марусю он изредка, но вспоминал. (100)В материальном отношении не помогал, но она у него ни разу не просила, не намекнула даже. (101) Да, когда молодой был, становился на ноги, ему тетя Маруся помогала, поддерживала, и он ей за это неоднократно «спасибо» говорил. (102)А после и жизнь вперед ушла, и всё изменилось. (103)Если бы тетя Маруся, когда жива была, случайно приехала, своими глазами бы увидела, какой Гена занятой человек. (104)Мелкие бытовые вопросы мимо него проходят, потому что он выше всего этого..Сарказм
11) ограниченность, примитивность Дюжевых, их потребительское отношение к жизни и людям: тем, кто ничего не просит, не намекает о нужде, помогать не стоит.
Благодарность Дюжева тёте Марусе за становление в жизни – «спасибо», но с течением времени и этого не осталось;
вершина цинизма!
(105)Кондратьев кивком попрощался с супругами Дюжевыми. (106)Руки у него были заняты: в одной плащ, в другой портфель.
(107)Дюжевы вышли на балкон и увидели, как он появился из подъезда и зашагал по тротуару. (108)Вдруг он обернулся. (109)Геннадий Никанорович с женой помахали ему, но Кондратьев не ответил.
(110)У него были заняты руки..Поведением Кондратьева показывает и своё крайне негативное отношение к Дюжевым
.
Слайд 79
Что получилось?
Материал для комментария: что делает автор?
Знакомит с семейной четой Дюжевых, создавая первое впечатление о них
Раскрывает характеры героев через ДИАЛОГ , показывает, как героя характеризуют его мысли, речь, поступки
Показывает
1) позёрство Дюжева (21), высокопарный слог его речи, совершенно неуместный в этой ситуации; желание Дюжева казаться лучше;
2) его неосведомленность о жизни Марии Матвеевны , хотя она писала ему о том, чем живет
3) циничность: полагает, что помогать людям и искренне общаться с ними в пожилом возрасте уже поздно;
4) двуличие: хочет казаться, а не быть
5) душевная черствость, равнодушие: его слова о «родственном сочувствии» лишены сострадания и искренности
6) лживое лицемерие
7) завышенное представление о себе и собственной значимости
8) безучастное, незаинтересованное отношение к близкому человеку : сплошные «дежурные» фразы, лишенные теплоты и искренности
9) отсутствие совести - попытка оправдать собственную безучастность к судьбе близкого человека загруженностью на работе – венец неблагодарности и безответственности
10) ограниченность, примитивность Дюжевых, их потребительское отношение к жизни и людям: тем, кто ничего не просит, не намекает о нужде, помогать не стоит. Плата же его за становление в жизни – «спасибо». А с течением времени и этого не осталось - вершина цинизма!
Поведением Кондратьева показывает и своё крайне негативное отношение к Дюжевым
Слайд 80
Вспоминаем алгоритм работы над сочинением:
1) Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ автором ПРОБЛЕМУ текста
3)Формулируем ПЕРВЫЙ пример, иллюстрирующий проблему текста
3) Формулируем ВТОРОЙ пример, иллюстрирующий проблему текста
4) Определяем ВИД СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ между ними
5) ПОЯСНЯЕМ ПЕРВЫЙ пример
5) ПОЯСНЯЕМ ВТОРОЙ пример
6) Указываем СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ между примерами и АНАЛИЗИРУЕМ её
2, 7) Формулируем АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
8) Формулируем СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ
9) ОБОСНОВЫВАЕМ собственную позицию (точку зрения)
Слайд 81
1) Формулируем проблему текста, авторскую позицию
и два примера-иллюстрации
В чём истоки бездушного отношения к судьбе близкого человека?
ДЮЖЕВ ДО чтения писем:
позёрство Дюжева : высокопарный слог его речи, совершенно неуместный в ситуации;
его неосведомленность о жизни Марии Матвеевны , хотя она писала ему о том, как живет
двуличие: хочет казаться лучше, чем есть на самом деле
душевная черствость, равнодушие: его слова о «родственном сочувствии» лишены сострадания и искренности
лицемерие
ТРИ ПИСЬМА В ШКАТУЛКЕ обнажают суть характера Дюжева : безучастное, незаинтересованное отношение к близкому человеку : сплошные «дежурные» фразы, лишенные теплоты и искренности, завышенное представление о себе и о собственной значимости, неуважение к возрасту, и, как кульминация,
отсутствие совести - попытка оправдать собственную безучастность к судьбе близкого человека загруженностью на работе – венец неблагодарности и безответственности . Мы видим героя таким, каким он был раньше, до встречи с Кондратьевым, т.е когда он был самим собой!
Истоки бездушного отношения кроются в отсутствии совести, равнодушии и душевной чёрствости, эгоизме и потребительском отношении к окружающим, завышенном представлении о себе и собственной значимости, непростительной безответственности
ПРОБЛЕМА
Вопросно-ответное единство
Авторская позиция
Слайд 82
2) Выявляем смысловые связи между примерами-иллюстрациями и анализируем их
В чём истоки бездушного отношения к судьбе близкого человека?
Первое впечатление о Дюжеве из разговора с Кондратьевым: ….
Штрихи к портрету Дюжева: история с письмами…….
Пошагово рассуждаем:
Вид смысловой связи? – ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, УТОЧНЯЮЩАЯ
В чём СМЫСЛ этого пояснения, уточнения?
Второй пример помогает глубже увидеть….,
убедиться в том, что…
дополняет наше представление о герое, его потребительском взгляде на жизнь и отношения с людьми. Письма Дюжева иллюстрируют масштабы его неблагодарности и полную потерю совести.
Слайд 83
Пишем сочинение
Критерии.Сочинение
Проблема.В чём истоки бездушного отношения к судьбе близкого человека? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста.
Начало комментария:
что делает автор?.Б. Ласкин знакомит нас с семейной четой Дюжевых, к которым с «не очень приятным визитом» приезжает гость из Подгорска – Фёдор Михайлович Кондратьев. Именно в разговоре с ним автор раскрывает характер Дюжева и показывает, как характеризует героя его мысли, речь и поступки.
Пример 1, иллюстрирующий проблему.В ответ на сообщение Кондратьева о смерти Марии Матвеевны, близкой родственницы Дюжева, герой преображается: официальный тон общения с гостем («Слушаю вас») превращается в высокопарный монолог, совершенно неуместный в данной ситуации (предл. 21): так велико лицемерное желание героя казаться лучше, чем он есть на самом деле. «Глубоко вздохнув, трагическим тоном» он произносит фразы, лишенные искреннего сожаления о потере близкого человека. Да и не может он «сочувствовать по-родственному»: от его слов о последних днях Марии Матвеевны веет холодным равнодушием и цинизмом.
Слайд 84
Критерии сочинения.Сочинение
Пояснение к первому примеру-иллюстрации.Позёрство Дюжева, фальшь и лицемерное двуличие, чёрствость по отношению к близкому человеку – ключевые черты его характера.
Второй пример-иллюстрация.Но портрет Дюжева был бы неполным без трёх его писем, адресованных много лет назад Марии Матвеевне. Они обнажают суть натуры Дюжева. В них – безразличное, незаинтересованное отношение к близкому человеку: сплошные «дежурные» фразы, лишенные теплоты и искренности. Между холодных строк читается формальное отношение к тёте («Желаю успехов в труде и личной жизни») и завышенное представление о себе и собственной значимости, ибо все остальное – «мелкие бытовые вопросы», а он, Дюжев, «выше всего этого». Отсутствием совести отмечены сухие строки письма, в котором Дюжев загруженностью на работе пытается оправдать незаинтересованность судьбой Марии Матвеевны.
Пояснение ко второму примеру-иллюстрации.В этих письмах мы видим героя таким, каким он был раньше, задолго до встречи с Кондратьевым. Они, как зеркало, отражают его истинное лицо. Думал ли он тогда, много лет назад, что коротенькие безликие письма-отписки станут его наглядной характеристикой? И ни фальшивое лицемерие, ни двуличие, ни театральное позёрство не смогут убедить ни Кондратьева, ни читателя в искренности его чувств к близкому человеку.
Слайд 85
Критерии.Сочинение
Смысловая связь и её анализ.История с письмами дополняет уже сложившееся представление о Дюжеве, его потребительском отношении к окружающим: перед нами человек, проживший целую жизнь, но так и не сумевший осознать нравственный долг перед родным человеком.
Позиция автора.Автор убеждён: истоки бездушного отношения кроются в равнодушии и душевной чёрствости героя, отсутствии совести, эгоизме, непростительной безответственности и неблагодарности.
Согласие + тезис +обоснование собственной позиции.Действительно, потеря духовных ориентиров приводит к нравственной глухоте человека. В результате этого разрушается совесть, разрываются родственные связи. За социальной маской, за внешней оболочкой человеческого обличия со временем остаётся лишь банальная душевная пустота, в которой нет места главному – любви, ответственности и состраданию.
Слайд 86
Текст
публицистического
стиля
Слайд 87
(1) Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2) Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития? (4)Трудно ответить однозначно. (5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. (6)Надо ли говорить о том, как боялись учителя чопорного, застёгнутого на все пуговицы чиновника с пугающей неподвижностью лица. (7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придется отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку. (9)Инспектор попросил контрольную по математике. (10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нём природный дар? (14)Однако есть правила, которые невозможно нарушить; как говорится, суров закон, но он закон.
(15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон? (18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (20)Учителя с недоумением переглянулись: всегда строгий и принципиальный инспектор сам идёт на нарушение правил… (21)Оценку исправили, гимназиста оставили. (22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (21)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или учёным? (22)А если бы юноша обманул ожидания, то что же тогда получается: милость теряет свой смысл, превращается в беспринципность? (23)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (24)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твое сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.
(По В. Захарову)
Слайд 88
Формулируем проблемы текста
Проблема совместимости бескомпромиссных законов справедливости и милосердия
Чем необходимо руководствоваться в принятии решения – милосердием или буквой закона?
Допустимо ли нарушение законов из нравственных побуждений?
Проблема нравственного выбора
(Чем должен руководствоваться человек в сложной ситуации нравственного выбора?)
Проблема определения факторов, влияющих на поступки человека
(Что влияет на поступки человека?)
Слайд 89
Обратите внимание!
В комментарии должно отразиться, ЧТО делает автор теста, раскрывая сформулированную проблему и подводя читателя к определённому выводу.
Слайд 90
Что делает автор текста?
(1) Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2) Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (3)А может, напротив, законы, не знающие исключений, одинаковые для всех граждан, являются высшей ступенью нравственного развития?.Задумывается над вопросом совместимости милосердия и справедливости;
размышляет о законах высшей справедливости;
рассуждает о….,
делится с читателями вопросами, волнующими его;
задаётся вопросами и т.п.
(5)Известный русский поэт И. Анненский некоторое время работал инспектором Петербургского учебного округа и ездил с проверками по разным учебным заведениям. …. (21)Оценку исправили, гимназиста оставили..Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает …
Приводит пример из реальной жизни;
в качестве примера, иллюстрирующего его мысли , рассказывает реальную историю…
в ходе рассуждения приводит пример из реальной жизни;
Слайд 91
Что делает автор текста?
(15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон? (18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. ….(21)Оценку исправили, гимназиста оставили. (22)Наверное, можно было бы добавить, что спасённый юноша впоследствии стал известным художником-графиком, но, как вы понимаете, смысл поступка Анненского не в этом. (21)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или ученым? (22)А если бы юноша обманул ожидания, то что же тогда получается: милость теряет свой смысл, превращается в беспринципность?.Пытается найти ответы на противоречивые вопросы;
делится с читателями размышлениями о смысле поступка И.Анненского;
заставляет читателя задуматься о….;
вовлекает читателя в обсуждение противоречивой нравственной проблемы;
пытается понять смысл поступка Анненского;
высказывает предположение, что….
анализирует поступок инспектора;
(23)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (24)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твое сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением..Выражает сожаление;
считает, что…
высказывает свою точку зрения;
по мнению автора, ...
публицист убеждён в том, что...
понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...
Слова автора “...” отражают основную идею текста. По его мнению, “...”
Слайд 92
Сформулированная проблема
Что делает автор исходного текста, раскрывая проблему …?
Автор пытается понять смысл поступка Анненского;…
В качестве примера, иллюстрирующего его мысли, рассказывает реальную историю…
В поисках ответа на свой вопрос публицист выстраивает цепь собственных рассуждений о…
В своих рассуждениях писатель использует вопросно-ответную форму изложения. Он как бы беседует со своим читателем о….
Используя вопросно-ответную форму изложения, автор вовлекает читателя в разговор о....
Писатель анализирует поступок инспектора и ….
Автор сопоставляет (что с чем?), противопоставляет (что чему?), сравнивает (что с чем?)
Автор (писатель, публицист) называет причины, по которым…; описывает последствия поступка Анненского
Публицист приводит примеры, подтверждающие мысль о том, что... и т.д.
мостик
С какой
целью?
Авторская позиция
Слайд 93
Проблемы. Примеры. Смысловые связи
Проблема совместимости бескомпромиссных законов справедливости и милосердия
Чем необходимо руководствоваться в принятии решения – милосердием или буквой закона?
Пример-иллюстрация 1
10)Неудовлетворительную оценку экзаменаторы выставили в строгом соответствии с утверждёнными нормами, и потому не могло быть никаких сомнений в её справедливости. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста.
Пример-иллюстрация 2
(18)Анненский прекрасно понимал всю тяжесть ответственности, прекрасно понимал, что правильнее, да и легче всего признать нерушимую силу закона. (19)Но он, подумав, предложил исправить двойку на три с минусом. (21)Оценку исправили, гимназиста оставили.
противопоставление
Каково значение этой смысловой связи для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Слайд 94
Проблемы. Примеры. Смысловые связи
Проблема нравственного выбора
(Чем должен руководствоваться человек в сложной ситуации нравственного выбора?)
Пример-иллюстрация 1
(7)Однажды ему в руки попала пачка письменных переводов с латинского языка, одна из работ ему понравилась художественным изяществом и точностью. (8)Анненский похвалил её автора, но тут ему сообщили, что написавшего этот перевод гимназиста придется отчислить, потому что за письменный экзамен по математике комиссия поставила ему двойку. (11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нем природный дар?
Пример-иллюстрация 2
(21)Оценку исправили, гимназиста оставили.. (24)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твое сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.
причинно-следственная связь
Каково значение этой смысловой связи для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Слайд 95
Проблемы. Примеры. Смысловые связи
Проблема определения факторов, влияющих на поступки человека
(Что влияет на поступки человека?)
Пример-иллюстрация 1
(15)Чем необходимо руководствоваться в принятии решения: сочувствием, состраданием или буквой закона? (16)Ведь если нарушить закон один раз, то, значит, можно будет нарушить его и второй раз, и третий… (17)Какой же тогда это закон?
Пример-иллюстрация 2
(23)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка. (24)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твое сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.
пояснительно-обобщающая
Каково значение этой смысловой связи для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Слайд 96
Как определить авторскую позицию
в тексте публицистического стиля
Автор может прямо высказывать своё мнение с помощью
вводных слов несомненно, безусловно, конечно, по-моему и т.п.;
оценочной лексики – слов, передающих положительную или негативную оценку явлений действительности (великолепный, умный, чудесный; мерзкий, отвратительный, надоедливый)
риторических вопросов;
риторических восклицаний;
языковых средств выразительности (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.);
слов-маркеров: важно отметить, следует подчеркнуть, главное, самое важное, надо, нужно и т.п.
аналогий, примеров, фактов и т.д.;
открытых прямых оценок явлениям и событиям;
побудительных предложений: Храните ваши мысли в чистоте, не оскверняйте их злобой и обидой!
Слайд 97
Позиция автора в исходном тексте
Аналогии, примеры, факты.Предложения 5-21 (история И.Анненский – гимназист. Поступок поэта вызывает явную симпатию автора))
Языковые средства выразительности.(11)Но… речь шла о судьбе талантливого гимназиста. (12)Трудно сказать, какими последствиями для юноши обернулось бы это исключение. (13)Не погибнет ли в нем природный дар?
Вводные слова.(23)К сожалению, пока никто не придумал прибора, с помощью которого можно было бы выявить те нравственные побуждения, которые становятся причиной того или иного поступка.
Открытые прямые оценки явлениям и событиям.(1) Как совместить непреложные, бескомпромиссные законы справедливости и незаглушаемый голос милосердия? (2) Может быть, следует признать, что есть какая-то высшая справедливость, которая выше норм общественной морали, потому что допускает к принятию решений всепонимающее и всепрощающее добро? (24)Одно дело, когда жалость куплена за деньги, когда подвиг обусловлен честолюбием, и совсем иное дело, когда благодеяние совершено из чувства любви, когда в другом человеке ты видишь «своего», самого себя, и твоё сочувствие становится не просто естественным, а единственно возможным душевным движением.
Риторические вопросы.(21)Неужели проявлять участие нужно только в том случае, если есть уверенность, что облагодетельствованный тобою человек станет выдающимся художником, писателем или ученым? (22)А если бы юноша обманул ожидания, то что же тогда получается: милость теряет свой смысл, превращается в беспринципность?
Слайд 98
Формулируем проблему текста и авторскую позицию
Если принятое решение обусловлено любовью или сочувствием, то оно законно и справедливо.
Проблема совместимости бескомпромиссных законов справедливости и милосердия
Чем необходимо руководствоваться в принятии решения – милосердием или буквой закона?
Допустимо ли нарушение законов из нравственных побуждений?
В сложной ситуации нравственного выбора человек должен руководствоваться состраданием и любовью .
Проблема нравственного выбора
(Чем должен руководствоваться человек в сложной ситуации нравственного выбора?)
Проблема определения факторов, влияющих на поступки человека
(Что влияет на поступки человека?)
На поступки человека влияют нравственные законы, по которым он живёт.
Слайд 100
Высоких баллов на экзамене!