Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мастер- класс
«Использование арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Слайд 2
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности.
Слайд 3
Возможности арт-терапии
Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
Слайд 4
Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Слайд 5
Виды арт-терапии:
• Арт -терапия (визуальные виды искусства)
• изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
• библиотерапию (лечебное воздействие чтением),
• иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию)
• музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки)
• вокалотерапию (лечение пением)
• кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями).
Слайд 6
Основная цель арт-терапии – гармонизация внутреннего состояния, то есть восстановление способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия.
Слайд 7
Задачи арт-терапии:
• Акцентировать внимание на ощущениях и чувствах;
• Создать оптимальные условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;
• Помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
•Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
Слайд 8
Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
• Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
• Формировать адекватную самооценку;
• Воспитывать эмпатию и толерантность
Слайд 9
Принципы, которыми следует руководствоваться при использовании арт-терапии.
•Нельзя заставлять детей делать то, чего они не хотят.
•Желание самого ребенка посещать занятия – одно из необходимых условий успеха, ведь без него просто невозможно развитие творчества дошкольников
Слайд 10
•Постоянное поощрение.
•Выделение удавшихся сторон творческой деятельности малыша – залог повышения его самооценки и уверенности в собственных силах.
•Каждый ребенок – личность.
•Нужно уважать его чувства, обращаться как с равным, без нравоучений и какого бы то ни было угнетения его собственного «Я».
• Оказание помощи.
•Если малыш отвечает «не знаю» на какой-либо вопрос, необходимо предложить ему несколько вариантов на выбор.
Слайд 11
•Доверительные отношения.
•Непосредственное участие психолога в процессе занятий, его общение с ребятами способствует формированию доверия не только к педагогам, но и к самому процессу обучения.
•Качественный материал.
•Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности.
•Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
•Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Слайд 12
Три основные формы организации арт – терапии.
«Совместно-индивидуальная» форма — индивидуальные работы участников, создаваемые согласно единому сюжету или изобразительной технике, на завершающем этапе становятся частью общей композиции.
Например, на общем листе пальцами и ладонями дети рисуют насекомых, изображения которых сплетаются в единую картину Микро-мира или созданные с помощью техники монотипии цветы собираются на стене в общий букет .
Слайд 13
«Совместно-последовательная» форма — работа по очереди, по принципу эстафеты. Вклад одного участника находится в тесной зависимости от результата действий предыдущего и последующего участников.
Например, создание изображения «по кругу». Первый ребенок начинает, второй продолжает и так далее. Таких кругов может быть несколько, до получения результата, удовлетворяющего всех участников группы
Слайд 14
«Совместно-взаимодействующая» форма — самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Например, создание на листе ватмана или в ящике с песком острова, на котором всем жителям будет уютно и интересно жить.
Слайд 15
В работе с детьми раннего возраста предлагаю использовать следующие виды арт –терапии:
• Песочную терапию
• Сказкотерапию
• Изотерапию
Слайд 16
Песочная терапия.
Метод песочная арт-терапия была разработана Карлом Густавом Юнгом, а распространена психологом и педиатром Маргарет Левенфельд.
На сегодняшний день песочная арт-терапия – это зарекомендовавшая себя и эффективная психотерапевтическая методика. Элементарные, казалось бы, игры способны творить чудеса и могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.
Слайд 17
В чем польза песочной арт-терапии?
Во-первых песочная арт-терапия для детей – прекрасная возможность эмоционального и интеллектуального развития, самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке. Она развивает фантазию, образное мышление.
Во-вторых занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов, формированию здоровой самооценки, уверенности в себе. Играя, ребенок ведет рассказ о своих переживаниях и о ситуациях, которые могли причинить ему боль. Получив такую информацию от ребенка, можно избежать отрицательных последствий от болезненных моментов в прошлом.
Слайд 18
В-третьих песочная арт-терапия развивает мелкую моторику. Песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев.
Слайд 23
Сказкотерапия
Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы росли на старых добрых сказках. Сказки учат нас многому: как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат.
Вовремя рассказанная сказка может помочь вашему малышу решить свою детскую проблему, лучше засыпать или начать пользоваться горшком. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь вашему чаду обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло – русло самопознания и безграничного творчества.
Слайд 24
В практике можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог или педагог.
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
2. Рисование по мотивам сказок. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
Слайд 25
3. «Почему герой так поступил? » — более активная работа с текстом, где обсуждения поведения и мотивов персонажа служит поводом к размышлению о ценностях жизни и поведении человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Участие в них дает ребенку возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
5. Использование сказки как притчи — нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Слайд 26
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные.
В дошкольном возрасте в основном используются художественные, психокоррекционные и дидактические виды сказок.
К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно их и принято называть сказками, притчами, историями. В художественных сказках есть элементы всех остальных видов сказок.
Слайд 27
Многие дети просят читать им одну и ту же сказку много раз, хотя сами знают ее наизусть. Наверное, ребенка так захватывают сказочные события, что он готов переживать свои внутренние впечатления снова и снова. Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значительными и волнующими.
Сказка разворачивает для ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.
Слайд 28
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут, дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Слайд 29
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие на ребенка. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает, ощущения давления. Мы только рассказываем сказки, но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Слайд 30
Алгоритм создания сказки
Поймите проблему ребёнка.
Попробуйте взглянуть на неё глазами ребёнка.
Представляя проблему, старайтесь использовать те же слова, что и ребёнок.
Подумайте, какие мысли и решения вы хотите донести до ребёнка.
Создайте главного персонажа сказки по подобию ребёнка. Похожее имя. Похожая жизненная ситуация. Похожая проблема. Те же надежды.
Начинать сказку стоит с представления главного героя.
Рассказывая о страхах, тревогах и проблемах главного героя (а на самом деле ребёнка), нужно упомянуть и его сильные стороны.
Слайд 31
8.После представления главного героя стоит переходить к описанию проблемной ситуации.
9. В ходе рассказа главный персонаж должен справиться с проблемой (Основной вывод, который должен сделать ребёнок - "Раз он, похожий на меня, смог справиться, значит и я смогу").
10. Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребёнку и логично вытекать из содержания сказки.
Слайд 33
Изотерапия
Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
Слайд 34
Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом. В нём воплощаются наши опасения и надежды, страхи и мечты. И где-то творчество становится нашим верным проводником по непростому, зачастую противоречивому, но безмерно интересному внутреннему миру.
А что значит творчество для ребёнка? Почему получается так, что в детстве многие с упоением рисовали, лепили, а с возрастом желание делать это зачастую проходит… словно порвалась какая-то незримая ниточка?
Слайд 35
Просто для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами.
Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности
Слайд 36
К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
Монотипия
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.
Слайд 37
Рисование пальцами, ладошками
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.
Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.
Слайд 38
Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения.
Слайд 39
Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Слайд 40
Рисование по - мокрому листу
Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами
Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
Слайд 41
Рисование предметами окружающего пространства
Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.