Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А.П.Чехов
«Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды»
Слайд 3
Прочитайте
В жизни Чехов очень любил шутки, розыгрыши, смех. Те, кто знал его, так характеризовали писателя: гостеприимный, общительный, щедрый, энергичный, веселый…
К. Чуковский пишет, что Чехов очень любил «работать с людьми и скитаться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними… веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним». Он очень любил всякие розыгрыши, и разыгрывал не только своих друзей. Однажды он купил большой арбуз завернул его в плотную бумагу, тщательно перевязал и вручил на улице городовому (что-то вроде сегодняшнего милиционера) со словами: «Держи крепче, братец! Это бомба!» и городовой с ужасом нес «бомбу» на вытянутых руках в участок, где развернул бумагу – и обнаружил арбуз.
Слайд 4
Угадайте рассказ по иллюстрациям
Слайд 5
Цель урока
Сегодня мы обратимся к еще одному рассказу Чехова на тему лечения – к рассказу «Лошадиная фамилия».
Мы прочтем его вместе и попробуем определить основные художественные особенности рассказов Антона Павловича Чехова.
Слайд 6
Аналитическая беседа
С чего начинаются рассказы писателя?
Давай попробуем определить, в чем особенность заглавий у Чехова.
Прочтите несколько заглавий: “Про любовь”, “Лошадиная фамилия”, “Дама с собачкой”, “Хамелеон”, “Хирургия”, “Каштанка”. Что в них особенного?
Какие по размеру названия произведений?
Слайд 7
Особенность №1
Антон Павлович считал, что заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.
Заглавие простое, предельно краткое.
Слайд 8
Ответьте на вопросы
Теперь обратимся к содержанию. Можно ли рассказ назвать юмористическим?
Что же вызывает смех при чтении рассказа «Лошадиная фамилия»?
Какие эпизоды вам показались особенно смешными?
Давайте вспомни эти фамилии. Сколько всего фамилий придумано?
Когда и почему прекратился процесс создания лошадиных фамилий?
О каком качестве чеховского таланта свидетельствует этот список?
Слайд 9
Что делает человек, когда у него болит зуб?
А что делает генерал?
Почему он прибегает к разным несуразным средствам?
Вы только подумайте: генерал - и боится! Вам это не кажется смешным?
Что же делают остальные персонажи?
Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? Иван Евсеич
Почему считаете, что это самый несоответствующий способ?
Слайд 10
Особенность №2
Юмор строится на несоответствиях
Слайд 11
Ответьте на вопросы
А теперь посмотрим, как автор передает речь героев?
Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас. Почему?
Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.
Какова речь приказчика?
Слайд 12
Особенность №3
Речь - это еще один литературный прием, который помогает создать образ героя и часто вызывает смех читателя.
Слайд 13
Какими же вы представляете себе главных героев рассказа?
Слайд 15
Работа с текстом
Обратим внимание на разницу между речью автора и речью героев. В чем своеобразие чеховской фразы?
Чего больше в рассказе – глаголов, существительных или прилагательных?
А какими знаками завершаются предложения рассказа?
Слайд 16
Особенность №4
Речь автора отличается лаконизмом. Простые предложения, много глаголов, почти нет эпитетов.
Слайд 17
Как знакомит нас писатель со своими героями? Рисует ли их подробные портреты?
Слайд 18
Особенность №5
Чаще всего подробное описание автор заменяет яркой художественной деталью
Слайд 19
Художественная деталь
Выразительная, запоминающаяся подробность, с помощью которой автор рисует ситуацию, персонаж, характер.
Слайд 20
Работа с текстом
Найдите описание акцизного Якова Васильевича. Какие детали дополняют его характеристику? А как рисуются другие герои? Чувствуется ли в этих портретах авторское отношение к ним?
Слайд 21
Как развивается действие рассказа
Вспомните и назовите элементы композиции.
Найдите завязку в рассказе.
Скажите, ребята, чего в рассказе Чехова больше: описания, повествования или диалога?
Слайд 22
Особенность №6
Диалоговое построение рассказа.
Слайд 23
Вывод
Каковы же художественные особенности рассказов Чехова?
С помощью каких художественных приемов Чехов сделал рассказ смешным?
Над чем же смеется Чехов?
Слайд 24
Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, наличием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, обилием сценичных диалогов, юмором.