Презентация - Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы»

Нажмите для просмотра
Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы»
Распечатать
  • Уникальность: 91%
  • Слайдов: 22
  • Просмотров: 98
  • Скачиваний: 16
  • Размер: 0.37 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 1
Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «Информация и информационные процессы»
Выполнили: Андоськина Дарья и Воронова Мария, студентки группы МДИ-118

Слайд 2

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 2
1. Содержание изучаемых вопросов

Слайд 3

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 3
1. Содержание изучаемых вопросов
Авторы учебника.Л. Л. Босова и др.И. Г. Семакин и др..А.Г. Гейн
Содержание.Глава 1. Информация и информационные процессы п. 1.1. Информация и ее свойства п. 1.2. Информационные процессы п. 1.3. Всемирная паутина п. 1.4. Представление информации п. 1.5. Двоичное кодирование п. 1.6. Измерение информации Тестовые задания для самоконтроля.Глава 1. Человек и информация § 1.Информация и знания §2. Восприятие и представление информации §3.Информационные процессы §4.Измериние информации.Глава 1. Введение в информатику 1. Информация 2. Информационные процессы 3. Компьютер. Устройства сбора и передачи информации 4. Программное обеспечение компьютера 5.Стандартные приложения Проверь себя
Количество часов.Базовый/углубленный 10/16.Теория/практика 4 (3+1).5
Вывод:.Все авторы отводят начала первых глав своих учебников для изучения темы “Информация и информационные процессы” . Дальнейшее содержание первой главы схоже у Л. Л. Босовой и И. Г. Семакина, в отличии от содержания А. Г. Гейна. У Л.Л. Босовой каждый параграф подразделен на темы, у И.Г. Семакина и А.Г. Гейна параграфы самостоятельны. Различием для всех авторов является количество часов, отведенных для изучения данной главы.

Слайд 4

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 4
2. Понятийный аппарат изучаемых вопросов в школьных учебниках информатики
Основные понятия.Определение понятия
Л. Л. Босова.И. Г. Семакин.А.Г. Гейн
Информация.Это содержание сигналов, воспринимаемыми человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знание об окружающем мире и протекающих в нём процессах..Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений..это нематериальное отражение материального мира, социальных процессов и явлений, а также духовного мира человека.
Информационные процессы.процессы , связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.Определение отсутствует.процесс, в ходе которого вырабатывается новая информация, изменяется содержание информации или форма ее представления
Обработка информации.целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.Процесс, связанный с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации.любое преобразование содержания информации или формы ее представления

Слайд 5

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 5

Основные понятия.Определение понятия
Л. Л. Босова.И. Г. Семакин.А.Г. Гейн
Алфавит.Конечный набор отличных друг от друга символов(знаков) , используемых для представления информации..Набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте..Определение отсутствует
Знак.Заменитель объекта - предмета , явления, действия , свойства или отношения..Определение отсутствует
Кодирование.Определение отсутствует.Преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки, без изменения содержания.Определение отсутствует
Язык.Знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей.Это знаковый способ представления информации.Определение отсутствует

Слайд 6

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 6
2. Понятийный аппарат изучаемых вопросов в школьных учебниках информатики
Вывод: Понятийный аппарат по изучению вопросов, связанных с обработкой текстовой информации, наиболее полно представлен в учебнике авторского коллектива Л. Л. Босовой. В учебнике свыше 20 понятий. Определения этих понятий используются в вопросах и заданиях после параграфов. Учебник авторской группы И. Г. Семакина и др. уступает учебнику Л.Л. Босовой в количестве определений, здесь приводятся порядка 10 основных понятий, присутствует много описательных определений. Все понятия по данному разделу изучаются учащимися впервые. В учебнике А.Г. Гейна дается очень мало определений по теме кодировка информации, работа с информацией. Это обусловлено тем, что во второй половине 1 главы (с параграфа 3) он переходит к изучению компьютера, что другие авторы делают гораздо позже, во 2 главе. Все понятия по данному разделу изучаются учащимися впервые.

Слайд 7

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 7
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
Босова Л. Л..§1.1 Информация и ее свойства Все задания представленные в данном параграфе теоретического характера(привести примеры, ответить на вопросы). По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Присутствует задание творческого характера, оно указано в учебнике в качестве домашнего задания. Для подготовки к итоговой аттестации – заданий нет..Могут встречаться ошибки в теории
Можно использовать дополнительные источники с теорией по данной теме, например,https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-14542/informatciia-i-deistviia-s-informatciei-6683201/re-cee65d0a-335d-4a56-9c8f-4885c4096fca так же на данном образовательном сайте можно предложить учащимся выполнить тесты для проверки их знаний
§1.2 Информационные процессы Задания представленные в данном параграфе преимущественно теоретического характера (задачи на размышление и приведение примеров), задание аналогичное разобранному примеру в теоретической части учебника, представлены задания на подготовку к итоговой аттестации. Задание для практических работ..Ошибки в теории, а так же в неумении анализировать поставленную задачу и приводить примеры.
Так как , в основном задания на теорию, можно воспользоваться дополнительными сайтами, чтобы закрепить теоретические основы https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-14542/informatciia-i-deistviia-s-informatciei-6683201/re-89aca49a-0e2d-4310-af11-3c4e439d510e

Слайд 8

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 8
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
Босова Л. Л..§1.3 Всемирная паутина Большинство заданий теоретического характера(привести примеры, ответить на вопросы). Задания на круги Эйлера и поиск информации в сети интернет. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Присутствует задание творческого характера, есть задание для подготовки к итоговой аттестации..Ошибки могут встречаться в теории, проблемы с заданиями с поиском информации в интернете.
Можно расширить теоретические задания, добавить задания на сопоставление, нахождения соответствий. Из образовательной среды «Якласс» можно взять задания с кругами Эйлераhttps://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-14542/informatciia-i-deistviia-s-informatciei-6683201/re-d457f5d1-be5e-4337-a657-c072761d4468
§1.4 Представление информации Задания теоретического характера. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Много заданий на приведение примеров. Заданий для подготовки к итоговой аттестации нет..Ошибки могут встречаться в теории, В неумении приводить примеры.
Для закрепления теоретической части можно посоветовать школьником просмотр видеофрагмента по данной теме: https://interneturok.ru/lesson/informatika/5-klass/informatsiya-vokrug-nas/deystviya-s-informatsiey-formy-predstavleniya-informatsii

Слайд 9

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 9
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
Босова Л. Л..§1.5 Двоичное кодирование Большинство заданий теоретического характера, задание аналогичное разобранному примеру в теоретической части учебника. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Есть задание для подготовки к итоговой аттестации..Ошибки могут встречаться в теории, проблемы с заданиями на кодировку.
Теоретические ошибки можно исправить, обратив внимание на дополнительные источники по теме двоичное кодирование, например, видеофрагмент на сайте internet.ru Стоит уделить внимание на задания на кодирование информации и дать ученикам доп. задания, например, на сайте:https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-14542/informatciia-i-deistviia-s-informatciei-6683201/re-e37f78cf-aa65-402e-8675-1068411b4d4b
§1.6 Измерение информации Задания теоретического характера, задания на определение информационного веса. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. 5 заданий для подготовки к итоговой аттестации..Ошибки могут встречаться в теории, В неумении приводить примеры.
Устранение и преодоление данных ошибок может прийти с более внимательным прочтением параграфа. Следует предлагать больше заданий на решение типовых задач по формуле N=2i, которые позволят лучше разобраться в зависимостях элементов формулы. https://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-14542/tcifrovye-dannye-dvoichnoe-kodirovanie-6699592

Слайд 10

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 10
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
Семакин И.Г..§1 Информация и знания Задания, представленные в учебнике, подразумевают устные ответы на вопросы. Задание из ЕК ЦОР, направленное на самопроверку освоения понятий изученной темы. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Могут встречаться ошибки в теории.
Теоретические задания представлены в виде вопросов. Для лучшего понимания теории, можно предложить детям задания другого вида, например на сопоставление. Подобные задания можно создать учителю самостоятельно или обратиться к сайту https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2016/07/20/kompleks-testovyh-zadaniy-dlya-uchashchihsya-7-klassa-po
§2 Восприятие и представление информации Задания теоретического характера(ответы на поставленные вопросы), задание на подготовку сообщения. Задание из ЕК ЦОР, направленное на самопроверку освоения понятий изученной темы. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Ошибки могут встречаться в теории, В неумении приводить примеры.
Теоретические задания в конце параграфа не очень разнообразны. Для лучшего усвоения теории нужно добивать вопросы на сопоставление, на заполнение пропусков. Для закрепления теоретических основ , можно предложить тестовое задание для учащихся. https://testedu.ru/test/informatika/7-klass/vospriyatie-i-predstavlenie-informaczii.html

Слайд 11

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 11
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
Семакин И.Г..§3 Информационные процессы Задания, представленные в учебнике, подразумевают устные ответы на вопросы. Задание из ЕК ЦОР, направленное на самопроверку освоения понятий изученной темы. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. 2 задания для подготовки к итоговой аттестации(так же теоретического характера)..Так как параграф преимущественно теоретического характера, то и ошибки могут встречаться в теории.
Для лучшего понимания теории параграфа 3 , можно продемонстрировать дополнительный видеофрагмент учащимся с источника «Инфоурок»: https://www.youtube.com/watch?v=dgUVz6twi6k
§4 Измерение информации Задания теоретического характера, задание на подготовку сообщения, оно предлагается в качестве домашнего задания. Задание из ЕК ЦОР, направленное на самопроверку освоения понятий изученной темы. Есть задание повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации 2.Ошибки могут встречаться в теории, в задачах на измерение информации
Следует предлагать больше заданий на решение типовых задач по формуле N=2i, которые позволят лучше разобраться в зависимостях элементов формулы. Для закрепления темы , учащимся можно задать выполнить онлайн-тест : https://onlinetestpad.com/ru/test/122907-izmerenie-informacii-edinicy-izmereniya-7-klass

Слайд 12

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 12
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
А.Г. Гейн.§ 1. Информация Все задания, представленные в данном параграфе, носят теоретический характер. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Так как практических заданий не приведено, то ошибки можно допустить только в теории.
Устранение и преодоление данных ошибок может прийти с более внимательным прочтением параграфа и использованием дополнительных источников. Например: http://informatika7.adu.by/?page_id=2
§ 2. Информационные процессы В этом параграфе представлено большое количество заданий. Задания преимущественно теоретического характера, но есть и задания практического характера. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Помимо ошибок в теории, возможны ошибки связанные с неумением заполнять таблицы.
Устранение и преодоление ошибок в теории может прийти с более внимательным прочтением параграфа и использованием дополнительных источников. Для предотвращения ошибок в практике можно использовать следующий источник: https://www.yaklass.ru/p/informatika/6-klass/informatcionnoe-modelirovanie-13604/modeli-obektov-13461/re-a83f7bfb-1fd1-438d-aec1-044ba99836a9

Слайд 13

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 13
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
А.Г. Гейн.§ 3. Компьютер. Устройства сбора и передачи информации Все задания, представленные в данном параграфе, носят теоретический характер. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Так как практических заданий не приведено, то ошибки можно допустить только в теории.
Устранение и преодоление данных ошибок может прийти с более внимательным прочтением параграфа и использованием дополнительных источников. Например: https://www.youtube.com/watch?v=uiFjcKqOqog
§ 4. Программное обеспечение компьютера Все задания, представленные в данном параграфе, носят теоретический характер. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Из-за того, что параграф преимущественно теоретического характера, ошибки могут встречаться только в теории.
Устранение и преодоление данных ошибок может прийти с более внимательным прочтением параграфа и использованием дополнительных источников. Например: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7325/conspect/250714/

Слайд 14

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 14
3. Характеристика заданий
Автор.Описание заданий.Типичные ошибки и рекомендации по их устранению
А.Г. Гейн.§ 5. Стандартные приложения В этом параграфе приведены как теоретические, так и практические задания. По сложности не градируются, повышенного уровня сложности нет. Заданий для подготовки к итоговой аттестации тоже нет..Помимо ошибок в теории, возможны ошибки связанные с неумением переводить запись выражения из “многоэтажной” в линейную .
Устранение и преодоление данных ошибок может прийти с более внимательным прочтением параграфа и использованием дополнительных источников. Для преодоления ошибок в практических заданиях необходимо набраться опыта в решении таких заданий. https://5urokov.ru/gdz/bosova_8/117

Слайд 15

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 15
4.Требования к образовательным результатам по изучаемым вопросам
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в основной образовательной программе основного общего образования в соответствии со структурой учебника информатики автора Л. Л. Босовой для 7 класса. Выпускник научится: понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике; Выпускник получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; Примерная рабочая программа: https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-prog.pdf

Слайд 16

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 16
4.Требования к образовательным результатам по изучаемым вопросам
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в основной образовательной программе основного общего образования в соответствии со структурой учебника информатики автора И. Г. Семакина для 7 класса. Выпускник научится: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; Выпускник получит возможность: Определять связь между информацией и знаниями человека; Примерная рабочая программа: https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/semakin-7-9-prog.pdf

Слайд 17

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 17
4.Требования к образовательным результатам по изучаемым вопросам
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в основной образовательной программе основного общего образования в соответствии со структурой учебника информатики автора А.Г. Гейна для 7 класса. Выпускник научится: использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; Выпускник получит возможность: познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; познакомиться с двоичной системой счисления; Примерная рабочая программа: https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-prog.pdf

Слайд 18

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 18
5. Методические рекомендации для учителя по изучаемым вопросам учебника под авторским коллективом Л.Л. Босовой
В связи с большим объемом теоретического материала целесообразно организовывать самостоятельную работу учащихся. Использовать технологию «перевернутого урока», при которой учащиеся предварительно знакомятся с материалом параграфа дома, а в основное время урока посвящено выполнению самостоятельных и практически заданий. В качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер, а сами задания должны классифицироваться по уровню сложности: Репродуктивный уровень подготовки ученика (обязательный для всех); Продуктивный уровень обучения (использование заданий повышенной сложности); Носит творческий характер.

Слайд 19

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 19
5. Методические рекомендации для учителя по изучаемым вопросам учебника под авторским коллективом Л.Л. Босовой
Учителю можно предложить следующие методические рекомендации: Изложение нового материала должно сопровождаться использованием мультимедийных презентаций, разработанными авторским коллективом Л. Л. Босовой (Авторская мастерская https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ ). Для повышения мотивации учащихся по изучению темы, а также для самостоятельного изучения материала в ход урока можно включать видеоматериалы, которые расположены в электронном приложении к учебнику Л. Л. Босовой (Авторская мастерская https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ ). При наличии времени для закрепления пройденного материала можно предложить ученикам выполнить онлайн тесты, которые содержатся в электронном приложении к учебнику Л. Л. Босовой (Авторская мастерская https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ ). В ходе проведения урока можно использовать дополнительные Интернет-ресурсы: РЭШ (http://resh.edu.ru ). Использовать в подготовке к уроку цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции (ЕК ЦОР) по информатике (http://school-collection.edu.ru ) и из коллекции на сайте ФЦИО (http://fcior.edu.ru ).

Слайд 20

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 20
5. Методические рекомендации для учителя по изучаемым вопросам учебника под авторским коллективом И. Г. Семакина
Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя: Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г.Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Семакин И.Г., Цветкова М.С..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 7 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 8 класса/Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 9 класса/Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Семакин И.Г., Шеина Т. Ю. Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/). Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

Слайд 21

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 21
5. Методологические рекомендации для учителя по изучаемым вопросам учебника
В независимости от автора учебника, по которому осуществляется обучение, учителю можно предложить следующие методические разработки: Видеоматериалы: https://www.youtube.com/watch?v=x9CSJ8dOIAg https://www.youtube.com/watch?v=dgUVz6twi6k https://www.youtube.com/watch?v=PZst2UNLJxs Кроссворды: https://infedu.ru/2016/03/25/krossvord-informatsiya-i-informatsionnyie-protsessyi-7-klass/ https://5urokov.ru/gdz/bosova_7/z75 Онлайн-тесты: https://onlinetestpad.com/ru/testview/74817-informatika-7-kl-informaciya-i-informacionnye-processy https://testedu.ru/test/informatika/7-klass/informacziya-i-informaczionnyie-proczessyi.html

Слайд 22

Анализ школьных учебников по изучению вопросов, связанных с темой «информация и информационные процессы», слайд 22
Спасибо за внимание!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)