Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МДОУ Старомайнский детский сад №5
«Работа учителя - логопеда с неговорящими детьми»
Выполнила:
учитель-логопед
Спиридонова
Марина Владимировна
Слайд 2
Основные группы неговорящих детей
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят:
- дети с моторной и сенсорной алалией;
-различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными;
-ранним детским аутизмом;
-интеллектуальной недостаточностью;
-детским церебральным параличом;
-нарушением слуха.
Слайд 3
Особенности развития
Сенсорная алалия- вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе.
Моторная алалия- это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.
Анартрия-это отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего ее артикуляционный компонент, то есть коррекция произносимых звуков и слов с помощью глотки, языка, зубов и щек. Понимание услышанной речи при анартрии не страдает.
Слайд 4
Особенности развития
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера)У.О.
Детские церебральные параличи — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения
У́мственная отста́лость, малоу́мие, олигофрени́я (др. греч. «малый» «ум») — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Слайд 5
Дифференциальная диагностика безречевых детей
Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности, что обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.
Слайд 6
При всем разнообразии неврологической симптоматики для безречевых детей характерно:
- Снижение психической активности, внимания, памяти,
-Отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.
- Кроме того, симптомы поражения нервной системы могут иметь регредиентный характер.
- Отмечаются периодические кризы,
Слайд 7
Уровни понимания речи
Слайд 8
Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми включает следующие направления.
1.Развитие психических функций
2. Развитие двигательных функций.
3. Сенсорное развитие.
Слайд 9
Развитие психических функций
Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.
Важно учитывать дифференцированный подход во время занятий, который предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».
Слайд 10
Развитие двигательных функций
Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий.
В развитии ручной моторики используют:
-действия с предметами; соотносящие действия;
- расстегивание и застёгивание;
-обучение сжиманию и разжиманию кулаков,
сильному сжиманию одной рукой другую;
-поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки;
-делать решётку из пальцев;
- поочерёдному соединению большого пальца с другими.
-ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»;
-развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания ;
-развитие и совершенствование хватательных движений;
-обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой.
Слайд 11
Сенсорное развитие
В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину. При выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине.
Слайд 12
Логопедическая работа по направлениям:
1. Логопедический массаж
«Расчёска»
«Смешная песенка»
2.Упражнения для языка
«Накажем язычок»
«Любопытный язычок»
3. Артикуляционная гимнастика
Развитие подвижности языка, губ, нижней челюсти.
Слайд 13
Логопедическая работа по направлениям:
4. Развитие фонематического слуха начинаем с неречевых звуков;
(Игра с коробочками, с погремушками и т.д.)
5. Обогащение пассивного словаря;
Проговаривание , комментирование.
6. Активизация речи через звукоподражание.
Игровые сюжеты.
Слайд 14
Приёмы стимулирования речи
1.Диалог-образец. Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
- Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка. – Что поставила? – Чашку. И т. д.
Слайд 15
Приёмы стимулирования речи
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
Слайд 16
Приёмы стимулирования речи
3. Параллельный разговор.
Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает.
Слайд 17
Приёмы стимулирования речи
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою
понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими.
Слайд 18
Приёмы стимулирования речи
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».
Слайд 19
Приёмы стимулирования речи
6. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора.
Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров .
7. Звукоподражание – эффективный
прием активизации речи детей.
Использование картинок.
Слайд 20
Приёмы стимулирования речи
8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу»
9. Выбор.
«Тебе яблоко целиком или половинку?»,
«Ты хочешь играть с куклой или
машиной». В ходе ответа ребёнок
должен использовать речь.
Слайд 21
Приёмы стимулирования речи
10. Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».
Слайд 22
Приёмы стимулирования речи
11. Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай»,
Слайд 23
Приёмы стимулирования речи
12. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.
Слайд 24
Приёмы стимулирования речи
13. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика
Слайд 25
Приёмы стимулирования речи
14. Замещение.
Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату».
Слайд 26
Приёмы стимулирования речи
15. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры
«Каравай», «По кочкам»
16. Игры и упражнения с движениями
кистей и пальцев рук стимулируют
процесс речевого развития ребенка
Пальчиковые игры
Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза»
Слайд 27
Спасибо за внимание!