Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МАСТЕР –класс:
«Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда»
Презентацию подготовила: учитель- логопед Кулешова Е.М.
МАДОУ д/с № 52
г.Калининград 2021г.
Слайд 2
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!
Слайд 4
Артикуляционная гимнастика
Арт. гимнастике – привет, лучше её в мире нет!
Что укрепит лучше рот и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!
Слайд 5
Мотивация для родителей и педагогов:
«спортзал» всегда с Вами
минимум «спортивного» снаряжения
здоровьесбережение
Слайд 6
Проекционные зоны языка –
опосредованное воздействие на внутренние органы!
Слайд 7
ЛИЦО – КАРТА ЗДОРОВЬЯ
Слайд 9
Мотивация для детей – пример любимых героев!
Слайд 10
Принципы проведения артикуляционной гимнастики:
учет закономерностей формирования движений в онтогенезе;
целенаправленность: Зачем? С какой целью даем это упражнение сейчас именно этому ребенку?
регулярность;
дозированность упражнений;
учет возрастных особенностей;
учет этапов коррекции звукопроизношения;
соблюдение гигиенических требований и методических рекомендаций;
формулирование четких инструкций;
Слайд 11
Кинестетические ощущения вырабатываются постепенно, поэтому комплекс упражнений выполняется в течение длительного времени,
не менее 3-х месяцев.
Необходимо выработать у ребенка автоматизированный навык, что достигается за счет нагрузки на мышцы артикуляционного отдела периферического речевого аппарата (полость рта, нижняя челюсть, язык, губы, глотка и мягкое небо).
Слайд 12
Дозировка упражнений предполагает:
регулярное (ежедневное) проведение артикуляционной
гимнастики в структуре коррекционно-логопедической работы;
использование счета при выполнении упражнения (минимум
до 3-х, максимум до 10);
повтор упражнений (от 2 до 10 раз за один прием);
многократность повторения комплекса упражнений всеми
участниками коррекционного процесса (логопедом, воспитателями, родителями).
Слайд 15
План проведения артикуляционной гимнастики:
1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.
2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.
3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.
От выполнения артикуляционного упражнения с помощью педагога (сопряженного, отраженного) к самостоятельному его освоению.
4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.
5. Самостоятельная коррекция выполнение упражнения ребенком.
6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.
Слайд 16
Формирование самоконтроля ребенка при выполнении упражнений
Начальный этап.Продвинутый этап.Заключительный этап
Используются все виды контроля:
- зрительный;
- тактильно-вибрационный;
- кинестетический.Используются в равной степени виды контроля:
- зрительный;
- кинестетический.Преобладает кинестетический контроль
Ребёнок видит выполнение упражнения педагогом и копирует его..Ребенок видит выполнение
упражнения педагогом и
чувствует собственные
мышцы..Ребенок чувствует
собственные мышцы
Ребёнок и логопед находятся перед зеркалом..Логопед располагается
напротив ребенка. Ребенок видит образец выполнения упражнения и подражает с опорой на собственные кинестезии. Зеркало используется реже..Выполнение артикуляторных движений с закрытыми глазами.
Слайд 17
Гигиенические требования и методические рекомендации:
упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении;
упражнения выполняются при свободном удобном положении тела в пространстве, расправленной грудной клетке;
любые движения выполняются легко, плавно, без напряжения, в спокойном темпе;
обращается внимание на точность (качество), симметричность, полный объем движений, амплитуду, отсутствие синкинезий;
соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки;
используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический;
приветствуется использование наглядных материалов;
пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками;
в качестве вспомогательных средств используются обработанные зонды, шпатели.
Слайд 18
Такое графическое оформление логопедических инструкций является алгоритмом действия в ходе выполнения упражнения.
1. Приготовься.
2. Начинай.
3. Улыбнись.
4. Покажи зубы.
5. Открой рот.
6. Держи открытым под счет до 7.
7. Счет: 1 (и) 2 (и)3 (и) 4 (и) 5 (и) 6 (и) 7.
8. Закрой рот.
9. Закончи.
Слайд 19
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
Плавность движения.
Дифференцированность движения
Равномерность и симметричность движения
Четкость.
Точность.
Устойчивость.
Переключаемость
Обязательно говорите ребенку о его достижениях,
сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас!
Слайд 20
Для мотивации детей артикуляционное упражнение сопровождается:
рисованием картинки-образа в тетради;
показом предмета, игрушки, подкрепляющими образ;
иллюстрации, фото, раскраски;
использование профилей звуков;
сопровождаются упражнения разнообразным лингвистическим материалом (стихи, загадки, потешки, чистоговорки).
электронные презентации.
Дозировку (счет, количество повторов) выполнения упражнений можно регламентировать с помощью различной наглядности.
Слайд 21
20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой
1. «Забор 11. «Цокает лошадь».
2. «Окно». 12. «Молоток»
13. «Дятел» 14. «Пулемет
3.«Мост» 15-а. «Холодный ветер» 15-б. «Комар»
4.«Парус»
5. «Трубочка»
6. Чередование
«Забор» – «Трубочка» 16-а. «Пароход». 1 вариант
7. «Лопата» 16-б. 2 вариант: «Пароход» 17. «Пароход гудит».
8. «Лопата копает»
9. «Вкусное варенье» 18. «Маляр» 19. «Качели» 20. «Фокус
10-а. «Теплый ветер»
10-б. «Жук».
Эти упражнения являются базовыми, из них в дальнейшем
будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.
Слайд 23
Артикуляционные сказки
Утро с котиком Мурзиком
Веселая прогулка
Веселый лягушонок
Веселый язычок
Зоопарк
Как Язычок отдыхал на море
Как Язычок лепил снеговика
Кто поможет воробью
Невоспитанный мышонок
Сказка о Кляксе
Слайд 24
Вестибулярная пластина Muppy с бусинкой, классическая, small (с красным кольцом, от 3 до 5 лет).
Вестибулярная пластина Muppy с бусинкой, классическая, large (с синим кольцом, от 5 до 8 лет).
Слайд 25
Тренажер с артикуляционной бусиной.
Слайд 26
Артикуляционная гимнастика с бусиной.
Цель артикуляционной гимнастики —
выработка полноценных движений и
определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Упражнения с бусиной вызывают больший интерес обычной гимнастике, концентрируют внимание, позволяют сделать движения более точными, затрачивают больше сил на выполнение, достигая видимого результата.
Слайд 27
Веселая гимнастика с использованием артикуляционной бусины.
( 2 набора: для себя и ребенка )
«Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту в хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.
«Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины.
«Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.
«Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх. Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.
«Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.
«Смотри не урони» — активизация мышц средней части языка. Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её.
«Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.
«Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.
Слайд 28
Изотоническая гимнастика для языка с элементами сопротивления.
Изотоническая гимнастика (от греч. isos tonos – тонус, напряжение) или гимнастика с сопротивлением, которая активно тренирует сокращение мышц языка и губ.
Изотонические упражнения применяются при гипотонусе или паретичности мышц артикуляционного аппарата.
Слайд 29
.
Литература.
Архипова Е.Ф Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М: АСТ: Астрель, 2008.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.
СПб.: Детство-Пресс, 2003
Горчакова А.М. Артикуляционная гимнастика. http://logo-school.ru/
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989
Ресурсы интернета.
Слайд 30
Благодарю вас за внимание и за продуктивную работу.
Творческих всем успехов!