Презентация - Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда

Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 1
МАСТЕР –класс: «Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда»
Презентацию подготовила: учитель- логопед Кулешова Е.М. МАДОУ д/с № 52 г.Калининград 2021г.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 2
Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 3

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 4

Артикуляционная гимнастика
Арт. гимнастике – привет, лучше её в мире нет! Что укрепит лучше рот и поможет речи? Арт. гимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 5
Мотивация для родителей и педагогов: «спортзал» всегда с Вами минимум «спортивного» снаряжения здоровьесбережение

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 6

Проекционные зоны языка – опосредованное воздействие на внутренние органы!

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 7

ЛИЦО – КАРТА ЗДОРОВЬЯ

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 8

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 9
Мотивация для детей – пример любимых героев!

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 10

Принципы проведения артикуляционной гимнастики: учет закономерностей формирования движений в онтогенезе; целенаправленность: Зачем? С какой целью даем это упражнение сейчас именно этому ребенку? регулярность; дозированность упражнений; учет возрастных особенностей; учет этапов коррекции звукопроизношения; соблюдение гигиенических требований и методических рекомендаций; формулирование четких инструкций;

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 11

Кинестетические ощущения вырабатываются постепенно, поэтому комплекс упражнений выполняется в течение длительного времени, не менее 3-х месяцев. Необходимо выработать у ребенка автоматизированный навык, что достигается за счет нагрузки на мышцы артикуляционного отдела периферического речевого аппарата (полость рта, нижняя челюсть, язык, губы, глотка и мягкое небо).

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 12

Дозировка упражнений предполагает: регулярное (ежедневное) проведение артикуляционной гимнастики в структуре коррекционно-логопедической работы; использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10); повтор упражнений (от 2 до 10 раз за один прием); многократность повторения комплекса упражнений всеми участниками коррекционного процесса (логопедом, воспитателями, родителями).

Слайд 13

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 13

Слайд 14

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 14

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 15

План проведения артикуляционной гимнастики: 1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения. 2. Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом. 3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком. От выполнения артикуляционного упражнения с помощью педагога (сопряженного, отраженного) к самостоятельному его освоению. 4. Коррекция выполнения упражнения педагогом. 5. Самостоятельная коррекция выполнение упражнения ребенком. 6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.

Слайд 16

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 16
Формирование самоконтроля ребенка при выполнении упражнений
Начальный этап.Продвинутый этап.Заключительный этап
Используются все виды контроля: - зрительный; - тактильно-вибрационный; - кинестетический.Используются в равной степени виды контроля: - зрительный; - кинестетический.Преобладает кинестетический контроль
Ребёнок видит выполнение упражнения педагогом и копирует его..Ребенок видит выполнение упражнения педагогом и чувствует собственные мышцы..Ребенок чувствует собственные мышцы
Ребёнок и логопед находятся перед зеркалом..Логопед располагается напротив ребенка. Ребенок видит образец выполнения упражнения и подражает с опорой на собственные кинестезии. Зеркало используется реже..Выполнение артикуляторных движений с закрытыми глазами.

Слайд 17

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 17

Гигиенические требования и методические рекомендации: упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении; упражнения выполняются при свободном удобном положении тела в пространстве, расправленной грудной клетке; любые движения выполняются легко, плавно, без напряжения, в спокойном темпе; обращается внимание на точность (качество), симметричность, полный объем движений, амплитуду, отсутствие синкинезий; соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки; используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический; приветствуется использование наглядных материалов; пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками; в качестве вспомогательных средств используются обработанные зонды, шпатели.

Слайд 18

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 18

Такое графическое оформление логопедических инструкций является алгоритмом действия в ходе выполнения упражнения.
1. Приготовься. 2. Начинай. 3. Улыбнись. 4. Покажи зубы. 5. Открой рот. 6. Держи открытым под счет до 7. 7. Счет: 1 (и) 2 (и)3 (и) 4 (и) 5 (и) 6 (и) 7. 8. Закрой рот. 9. Закончи.

Слайд 19

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 19

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать: Плавность движения. Дифференцированность движения Равномерность и симметричность движения Четкость. Точность. Устойчивость. Переключаемость Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас!

Слайд 20

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 20
Для мотивации детей артикуляционное упражнение сопровождается: рисованием картинки-образа в тетради; показом предмета, игрушки, подкрепляющими образ; иллюстрации, фото, раскраски; использование профилей звуков; сопровождаются упражнения разнообразным лингвистическим материалом (стихи, загадки, потешки, чистоговорки). электронные презентации. Дозировку (счет, количество повторов) выполнения упражнений можно регламентировать с помощью различной наглядности.

Слайд 21

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 21

20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой
1. «Забор 11. «Цокает лошадь». 2. «Окно». 12. «Молоток»   13. «Дятел» 14. «Пулемет 3.«Мост» 15-а. «Холодный ветер» 15-б. «Комар» 4.«Парус» 5. «Трубочка» 6. Чередование «Забор» – «Трубочка» 16-а. «Пароход». 1 вариант 7. «Лопата» 16-б. 2 вариант: «Пароход» 17. «Пароход гудит». 8. «Лопата копает» 9. «Вкусное варенье» 18. «Маляр» 19. «Качели» 20. «Фокус 10-а. «Теплый ветер» 10-б. «Жук». Эти упражнения являются базовыми, из них в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Слайд 22

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 22

Слайд 23

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 23

Артикуляционные сказки
Утро с котиком Мурзиком Веселая прогулка Веселый лягушонок Веселый язычок Зоопарк Как Язычок отдыхал на море Как Язычок лепил снеговика Кто поможет воробью Невоспитанный мышонок Сказка о Кляксе

Слайд 24

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 24

Вестибулярная пластина Muppy с бусинкой, классическая, small (с красным кольцом, от 3 до 5 лет). Вестибулярная пластина Muppy с бусинкой, классическая, large (с синим кольцом, от 5 до 8 лет).

Слайд 25

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 25

Тренажер с артикуляционной бусиной.

Слайд 26

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 26

Артикуляционная гимнастика с бусиной. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения с бусиной вызывают больший интерес обычной гимнастике, концентрируют внимание, позволяют сделать движения более точными, затрачивают больше сил на выполнение, достигая видимого результата.

Слайд 27

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 27
Веселая гимнастика с  использованием артикуляционной бусины. ( 2 набора: для себя и ребенка ) «Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту в хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.  «Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины. «Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо. «Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх. Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину. «Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке. «Смотри не урони» — активизация мышц средней части языка. Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её. «Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её. «Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Слайд 28

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 28

Изотоническая гимнастика для языка  с элементами сопротивления.
Изотоническая гимнастика (от греч. isos tonos – тонус, напряжение) или гимнастика с сопротивлением, которая активно тренирует сокращение мышц языка и губ. Изотонические  упражнения  применяются  при гипотонусе или паретичности мышц артикуляционного аппарата.

Слайд 29

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 29

.
Литература. Архипова Е.Ф Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М: АСТ: Астрель, 2008. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2003 Горчакова А.М. Артикуляционная гимнастика. http://logo-school.ru/ Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989 Ресурсы интернета.

Слайд 30

Артикуляционная гимнастика – основа успешной работы учителя-логопеда, слайд 30

Благодарю вас за внимание и за продуктивную работу.
Творческих всем успехов!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.