Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие певческих навыков
у детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
МБОУ «ЦО №22 - Лицей искусств»
Масленникова Наталия Викторовна
Слайд 2
Актуальность
«Пение освобождает человека от негативных
эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит
человека к состоянию радости и покоя»
О.В. Кацер.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Во время пения задействованы все группы мышц органов дыхания.
Как говорят многие ученые: «Музыка – лекарь наших душ, а лучшее лекарство – пение»
Пение способствует физическому развитию ребёнка: формирует правильное дыхание, а, следовательно, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. Когда ребёнок поёт, он лучше вентилирует свои лёгкие, глубже дышит, укрепляет голосовые связки.
Слайд 3
“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом. В процессе пения у ребёнка развиваются музыкальные способности: музыкальный слух и музыкальная память, чувство ритма, ладовое чувство, способность воспринимать мелодию голосом. Эти способности дают возможность проявить выразительность музыкального языка в собственном исполнении.
В свою очередь, красивое пение вызывает удовлетворённость, веру в свои силы, возможности, то есть стимулирует музыкальное развитие ребёнка.
Слайд 4
Теоретическое обоснование опыта
Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.
В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывает методическое пособие для музыкальных руководителей:
Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь», Н.А.Ветлугина «Музыка в детском саду», Т.М. Орлова «Учите детей петь»,
О.Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения».
Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению».
В нашем ДОУ имеется просторный и светлый музыкальный зал, который отвечает эстетическим и педагогическим требованиям. В музыкальном зале имеется: музыкальный центр, пианино, синтезатор.
Слайд 5
ЦЕЛЬ:
Воспитать музыкально-творческого ребенка, гармонично развивать личность ребенка, его художественно творческие навыки с помощью лучших образцов песенного искусства.
ЗАДАЧИ:
Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку; ладовое чувство, чувство ритма;
Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;
Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление, фантазию ребенка;
Овладеть вокальными навыками хорового и сольного пения;
Слайд 6
Наладить координацию голоса и слуха;
Повысить речевую культуру;
Развивать необходимую координацию движений
Стимулировать творческую активность дошкольников, побуждать к импровизации;
Приобрести начальные знания и простейшие исполнительские навыки в пении;
Сценически воплощать исполняемые произведения (песни, игры, танцы);
Воспитать духовно нравственного человека третьего тысячелетия.
Слайд 7
Этапы накопления и систематизации опыта:
Подготовительный этап: 2014-2015 учебный год
Внедренческий этап: 2015- 2018 учебный год
Слайд 8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды
с раннего возраста до школы позволит подготовить и
настроить музыкальный инструмент каждого ребенка –
его голос – к дальнейшему его совершенствованию.
О.В. Кацер
Детский голос имеет свои особые качества, отличные от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особая звучность детских голосов. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа), и нижний грудной (полости трахеи и бронхов).
Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.
Слайд 9
Технология реализации опыта.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования вокально – хоровых навыков детей дошкольного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения М. Ю. Картушиной[5], В. Емельянова[4], Т. Тютюнниковой[8], О. В. Кацер[6], А. Ф. Битус[1],
Т. А. Боровик[2], Г. А. Никашиной[7], Л. С. Ходонович[11], разработаны
и систематизированы музыкальные игры, игровые упражнения, создана картотека
Поэтапная работа формирования певческих навыков
Работа по формированию певческих навыков проводилась поэтапно:
1 этап – подготовительный (речевой)
2 этап – основной (певческий).
Слайд 10
Технология реализации опыта.
Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело к идее начать развитие певческого голоса детей с подготовительного (речевого) этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи. На подготовительном этапе проводилась работа по формированию таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навыку головного звучания, легкости и полетности голоса. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учиться высоко и выразительно говорить.
Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к её роли и значению в первоначальном обучении музыке.
Работа над артикуляцией начиналась всегда с гимнастики. Она не занимала много времени, но эффективно активизировала речевой аппарат, помогала устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Для этого использовались различные сказки. Например, «Путешествие язычка»
Слайд 11
Технология реализации опыта.
Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия проводились игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращались в деревья и ритмично покачивались, выполняя вдох и выдох и т. д. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использовались осенние листочки (на ниточках, снежинки (из салфеток, которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом, или бабочки (на ниточках) “танцующие” вальс.
Навык речевого и певческого дыхания развивался постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединялись с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д.
Затем удлинялся выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого использовались различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д. Далее переходили на выдох самого закрытого гласного звука «у»: самолет, поезд: снижали и набирали высоту голоса, изменяли громкость. Далее тренировался выдох более открытых гласных «о», «а», например, в игре «Осенние листочки»
Слайд 12
Технология реализации опыта.
Научить детей спокойному вдоху, без участия плеч помогали упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста.
Используемые игры звукоподражательного характера, ритморечевые, ритмоинтонационные игры и упражнения помогали сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, они служили эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывали и на формирование вокальных данных детей, т. к. проводились в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Начинались игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов. Затем включались считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т. д. например, ритмо-речевая игра «Мы шофёры»
Слайд 13
Технология реализации опыта.
Работа над дикцией включалась в такой вид деятельности как ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме и речевая зарядка. Они могли идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д.).
Основная цель ритмодекламации – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии,например, речевая зарядка «Доброе утро», на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов. Особая роль отводилась интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Было замечено, что впоследствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением
Слайд 14
Технология реализации опыта.
Ритмодекламация — наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация — это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”.
Второй этап – переход от речи к пению, легкий и понятный в игровой форме, с использованием театрализации и движения. На этом этапе и в дальнейшем применялись игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса. Эти приёмы разнообразны, например, после речевой игры «Имена» играли в «эхо», но уже певческим голосом.
Переход к пению осуществлялся также и через рисование голосом. Интонациями голоса «рисовали» различные образы - ветер, волны, облака, дождь, солнце и т. д. Активно в работе использовались карточки-схемы для работы с руками при извлечении звука
Слайд 15
Технология реализации опыта.
Все эти способы помогали детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации. Очень весело и легко проходили игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Необходимо использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучивались с детьми, они запоминались в процессе.
Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова и воображения, подбирались стихи, которые содержат яркий, игровой образ, например «Радость» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Мошковской.
При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо было следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведёт к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объяснялись правила: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана, сразу собирайтесь на своём «дереве» и сидите тихо». В это время исполнялась новая песня или часть новой песни. Как только прекращает звучать песня, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагалось выбрать другой.
Слайд 16
Технология реализации опыта.
Пальчиковые игры – ещё один эффективный приём для формирования певческих способностей воспитанников в игровой форме. Работа пальчиками, руками развивает мелкую моторику, отвечают за речь, развивает творчество, фантазию, вырабатывает выразительность речи.
Руки “отвечают” за определённые участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяло достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создавались ситуации, когда воспитанник обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот приём помогал детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Эффективно применялись в работе развивающие игры с голосом для формирования певческих навыков.
Они давали возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; снять усталость и утомление; развивать интонационный и фонематический слух; формировать правильное звукообразование.
Слайд 17
Технология реализации опыта.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира:
• человеческому голосу (крик, смех, плач,
• голосам животных (мяукать, куковать, рычать и т. д. ,
• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)
Игровые действия сопровождались хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Впоследствии речевые игры продолжались с добавлением варианта игры “Эхо”, но уже с пением.
Большое внимание в работе с детьми уделялось распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работа по распеванию строилась на специальных упражнениях, играх, попевках.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.
Слайд 18
Технология реализации опыта.
Песенное творчество. Главная задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовысотный слух. Для этого использовалась вопросно-ответная форма, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст. Воспитанники с огромным удовольствием подражали пению птиц, ауканью в лесу, придумывали мелодии на простейшие слова.
Сочинение мелодии на заданный текст – наиболее сложный вид песенного творчества. Тем не менее, детям нравилось подниматься с куклой, матрешкой или любимой зверюшкой по лесенке и заходить в домик со словами: “По ступенькам вверх иду, в дом чудесный захожу” или спрашиваю у детей: “Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?”, а ребенок импровизирует песню Колобка.
Слайд 19
Технология реализации опыта.
Формировать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по формированию вокально-хоровых навыков проводилась с помощью упражнений, которые использовались на каждом занятии.
Для разучивания песни с детьми активно использовалась такая организационная форму, как работа в кругу.
Дети могли стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок мог ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз могла предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т. д. Во всех вариантах показ песни делался без музыкального сопровождения. При таком приёме дети быстро запоминалислова, постепенно сами начинали подпевать, разучивая мелодию.
Слайд 20
Технология реализации опыта.
В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создаёт дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагала детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагала всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствовали свой музыкальный слух и координацию.
Для формирования певческих навыков необходимы многократные повторения. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют на музыкальных занятия, находясь в игровой ситуации. Конспекты всех музыкальных занятий, развлечений составлялись с использованием игровых методов и приёмов.
Слайд 21
Технология реализации опыта.
При выборе песен для разучивания с детьми обращала внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:
• доступное содержание;доступный для произношения текст;
• несложная, запоминающаяся мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон;
• несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь
украшает и поддерживает её;
• динамика песни, её лад;
• рекомендации автора к исполнению.
Немаловажное значение для формирования певческих навыков воспитанников играло взаимодействие с семьёй и педагогами дошкольного учреждения. Совместная работа способствовала положительной динамике показателей музыкально-эстетического развития детей.
Слайд 22
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
На начальной ступени чувствовалось напряжение в голосовом диапазоне, некая зажатость и крикливость в пении. Дети пытались перекричать друг друга, не попадали в ритмический и полифонический рисунок, что осложняло реализацию поставленных задач.
Выработав систему проведения занятий в игровой форме, начиная занятие не с ритмических движений, а с артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, включения в занятие дыхательных упражнений и минутки «релакс», ребята постепенно привыкали к спокойному пению. На занятиях по слушанию включала различные жанры от колыбельных и протяжных песен до современных танцевальных в исполнении детских коллективов.
Дети научились не только слушать, а слышать и чувствовать, эмоционально передавая мелодию и текст разучиваемых песен.
Слайд 23
К концу года я выявила следующие результаты.
Повышение уровня музыкального восприятия,
приобретение и усвоение навыков пения
в сольном и хоровом исполнении.
Развитие способностей качественного
воспроизведения музыкального материла
через игру на музыкальных инструментах,
музыкально-ритмические упражнения и игры.
Дети научились определять свои голосовые,
эмоциональные и телесные возможности
для передачи характера и содержания музыкального произведения.
В дальнейшем планирую пополнять методическую
базу для совершенствования
и увеличения качества опыта моей работы.
Слайд 24
С первых дней жизни ребенок передает свои потребности именно с помощью голоса, в последствии, развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.
Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей.
Слайд 31
Спасибо за внимание