Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Декоративная лепка как средство развития пластических навыков у детей дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель:
Болдырева О.Е., преподаватель профессионального цикла
Выполнила:
студентка 4 «В» группы Адаменко Екатерина Александровна
Слайд 2
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа с использованием декоративной лепки на занятиях по пластической деятельности будет способствовать развитию пластических навыков у детей дошкольного возраста, а также расширять кругозор детей о народном пластическом творчестве, обогащать словарный запас и воспитывать любовь к родине.
Слайд 3
Гипотеза
процесс развития пластических навыков у детей дошкольного возраста через декоративную лепку будет эффективным:
если будет изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития у детей пластических навыков;
если будет целенаправленное и систематическое включение декоративной лепки на занятиях по пластической деятельности;
если будет подобран диагностический материал для определения уровня развития пластических навыков у детей дошкольного возраста.
Слайд 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сущность и определение понятий «продуктивная деятельность», «лепка», «пластические навыки»
Продуктивная деятельность – это деятельность ребёнка, организуемая с целью получения продукта, обладающего определёнными заданными качествами.
С.В. Погодина
Лепка – это способ обработки пластических материалов, основанный на «формосложении», прибавлении, «прилипании» мягкого либо влажного материала для создания объёмного или рельефного изображения.
С.В. Погодина
Пластические навыки – умение ребёнка успешно и правильно использовать различные приёмы лепки, создавая правильное изделие.
Слайд 5
Материалы для лепки
Виды лепки
По содержанию:
предметная лепка;
сюжетная лепка;
декоративная лепка.
2) По характеру:
реалистичная лепка;
стилизованная лепка;
абстрактная лепка.
3) По форме пластического образа:
объёмная лепка;
рельефная лепка.
Пластилин;
Пластика (суралин);
Мукосоль или солёное тесто;
Бумажная масса;
Снег и песок;
Репейник;
Глина;
Вспомогательные материалы (стеки каркасы, доски).
Приёмы лепки
Разминание или сминание, отщипывание, присоединение и примазывание, раскатывание, скатывание, разрезание, вытягивание, расплющивание, сглаживание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, заострение.
Слайд 6
Система обследования
Выделение общей формы или основной части.
Выделение специфической, характерной формы.
Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части;
Определение величины других частей по сравнению с основой;
Определение положения этих частей по отношению к основной;
Определение основных рельефных особенностей, уточняющих специфическую форму, свойства поверхности предмета и мелких второстепенных особенностей.
Схемы лепки
Схема лепки предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями
Схема лепки сложной формы.
Слайд 7
Этапы развития пластического творчества
Ознакомительный этап:
стадия пластической игры;
стадия экспериментирования;
Этап изобразительной пластики:
стадия элементарной пластики;
стадия свободной лепки;
стадия пластического фантазирования
Слайд 8
Занятия по лепке в методические пособиях
.И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
Вторая младшая возрастная группа (3-4 года).«Лямба» – показать сходство пластических образов, созданных из комка бумаги и солёного теста..«Лепешки, большие и маленькие» – учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины.
Средняя возрастная группа (4-5 лет).«Звёзды и кометы» – знакомство со способом смешивания пластилина.
«По реке плывёт кораблик» – учить лепить из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее и «достраивая» недостающее..«Большие и маленькие морковки» – учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.
Старшая возрастная группа (5-6 лет).«Весенний ковер» – лепка коврика из жгутиков разного цвета способом просто переплетения.
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» – знакомство с новым способом рельефной лепки – цветовая растяжка..«Кувшинчик» – учить создавать изображение посуды из целого куска глины (пластилина) ленточным способом.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).«Пугало огородное» – знакомство с новым способом лепки – на каркасе из палочек.
«Чудо-цветок» (изразцы) – Показать способ получения одинаковых элементов через- сворачивание трубочки и разрезание его на части..«Декоративная пластина» – учить наносить глину ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой.
«Девочка играет в мяч» – закреплять умение располагать фигуру на подставке
Слайд 9
Декоративная лепка
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.
В.Б. Косминская
Декоративная лепка – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек.
О.М. Киселёва
Слайд 10
Виды народных промыслов
Дымковские игрушки;
Филимоновские игрушки;
Каргопольские игрушки;
Калининские игрушки;
Израсцы;
Слайд 11
Материалы для декоративной лепки
Очищенная глина;
Муфельная печь;
Стеки;
Печатки с разными формами сечения;
Доски;
Поворотные станки;
Солёное тесло.
Слайд 12
Опыт работы педагогов-практиков по развитию пластических навыков у детей дошкольного возраста
С.В. Никандрова «Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста у старших дошкольников»;
Е.В. Сердюкова «Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины»;
О.Г. Щербакова «Развитие творческие способностей детей через формирование целостного представления о создании глиняной игрушки».
Слайд 13
С.В. Никандрова «Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста у старших дошкольников»
Поэтапная методика развития пластических умений у детей:
1 этап – ознакомительный. Создание мотивации действий, представление об использовании различных пластичных материалов. На этом этапе формирующей работы ребёнок – объект образовательного процесса. Воспитатель – субъект.
2 этап – формирующий. Развитие элементарных пластических умений, используя солёное тесто. На данном этапе воспитатель и дети – партнёры.
3 этап – углубляющий. Развитие пластических умений, самостоятельности в выполнении заданий, проявление творчества в поделках. Ребёнок переходит в положение субъект образовательного процесса.
Слайд 14
Е.В. Сердюкова «Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины»
Ознакомление с художественными средствами народной игрушки:
1. Эстетическое содержание (тема, образ, идея);
2. Объем;
3. Архитектоника (соответствие частей игрушки, т.е. их пропорциональное соотношение);
4. Круговая композиция (её необходимо учитывать, чтобы игрушка выглядела объёмной);
5. Динамика (например, поза, положение головы и т.д.);
6. Функциональное назначение.
Слайд 15
О.Г. Щербакова «Развитие творческие способностей детей через формирование целостного представления о создании глиняной игрушки».
Ознакомление с глиняной игрушкой:
Первый этап – вызвать интерес к народной игрушке. Ознакомление детей с материалом, из которого сделана игрушка – с глиной, её свойствами.
Второй этап – организация работы по овладению детьми техническими навыками лепки из глины не только на практических занятиях, но и с использованием дидактических, развивающих игр, заданий с моделями и схемами.
Третий этап – создание рельефов, барельефов, фризы, обучение расположению узора по вертикали, по горизонтали.
Четвёртый этап – творческий. На этом этапе дети располагали игрушки на пластине, объединяя их единым сюжетом, учитывая целостность и соразмерность.
Слайд 16
Диагностический материал по развитию пластических навыков у детей дошкольного возраста
Е.Н. Мергасова «Карта наблюдений и диагностические задания для оценки уровня развития мелкой моторики детей (в возрасте 3-4 лет) на занятиях по пластилинографии»;
Т.С. Комарова «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества».
Слайд 17
Е.Н. Мергасова «Карта наблюдений и диагностические задания для оценки уровня развития мелкой моторики детей (в возрасте 3-4 лет) на занятиях по пластилинографии»
№ п/п.ФИ ребёнка.Навыки и умения.7.Представление о способах лепки.Всего баллов.Уровень
1.Раскатывание прямыми движениями.2.Раскатывание круговыми движениями.3.Соединение в кольцо.4.Прием сплющивания шара.5.Прием соединения двух частей.6.Аккуратность
1..........
2..........
3..........
4..........
5..........
6..........
7..........
8..........
9..........
10..........
.Итого.........
Слайд 18
Т.С. Комарова «Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества»
Анализ продукта деятельности:
1. Содержание изображения (полнота изображения образа);
2. Передача формы;
3. Строение предмета;
4. Передача пропорции предмета в изображении;
5. Передача движения.
Анализ процесса деятельности:
1. Регуляция деятельности:
а) отношение к оценке взрослого;
б) оценка ребенком созданного им изображения;
в) эмоциональное отношение ребёнка к деятельности;
2. Уровень самостоятельности;
3. Творчество.
Слайд 19
Дальнейшая работа на преддипломной практике
Занятие по декоративной лепке по теме «Чудо–цветок».
Кружковая деятельность «Волшебная глина».
Дидактическая игра для закрепления знаний о народных игрушках «В гостях у народных умельцев».
Альбом для детского художественного творчества «Дымковская игрушка».
Папка-передвижка на тему эстетического воспитания через народные игрушки.
Слайд 20
Спасибо за внимание