Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проектная технология, как способ достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Когда мы говорим: «Искусство – это духовная культура» - мы предполагаем именно формирование личностных и метапредметных качеств учеников средствами овладения ими основами художественной культуры.
Личностные результаты представляют готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование у них мотивации к творчеству и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и во внеурочное время.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности и применение их в жизни.
Следует также отметить, что личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть разделены друг от друга и представляют собой триединую задачу образования.
Слайд 2
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Центральной и основной для педагога сегодня становится функция содействия образованию школьника. Реализация данной функции определяет выбор педагогом приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Метод проектов - это система обучения. Модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся.
Ориентация на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессионально-педагогической деятельности учителя, включающей:
Создание условий для приобретения и расширения жизненного опыта ребенка.
Формирование мотивации к непрерывному образованию.
Умение создавать условия для проявления активности, творчества и ответственности ребенка к обучению.
Инициативность, творчество и корпоративную культуру учителя.
Слайд 3
Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе.
Виды проектов: исследовательские, поисковые, творческие, прикладные.
Содержание проектов: монопредметные (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
Продолжительность проектов: проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников.
Проект может быть индивидуальным и групповым
Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать
не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и предметные задачи, заданные учебной программой. Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
Проект на уроке изобразительного искусства - это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над проектом необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:
- умение находить нужную информацию;
- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;
- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
- умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
- создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
- умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.
Сегодня методические кабинеты педагогики предлагают различные формы и методы проведения проектной работы.
Рассмотрим основные этапы проектной деятельности в школе, которые будут выполняться в ходе работы над проектом в области изобразительного искусства.
.
План учебного проекта
Тема
Название
Цель
Задачи
План работы
Защита
Слайд 4
Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции.
Тема проекта: «Великая Отечественная война»
Название проекта: «Пионеры - герои»
Цель проекта: воспитание патриотических чувств подрастающего поколения к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.
Задачи проекта:
1. Формирование представления о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
2. Развитие познавательного интереса в процессе прочтения литературы по данной теме.
3. Воспитание уважения к истории родной страны, чувство гордости за ее героическое прошлое.
4. Развитие художественно-творческих способностей детей.
План работы :
1. Прочтение литературы о пионерах – героях
2. Выбор необходимого героя
3. Создание портрета
Защита проекта :
Представление эстетически оформленного портрета
Рассказ о подвиге пионера - героя
Участие в общей выставке
Слайд 5
Тема проекта: «Город – герой Мурманск»
Название проекта: «Памятники нашего города»
Цель проекта: Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
Задачи проекта:
Формирование представления о Великой Отечественной войне и ее исторических фактах .
Развитие познавательного интереса к историческим объектам родного города.
3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
4. Развитие художественно-творческих способностей детей.
План работы :
1. Сбор информации о памятниках города Мурманска
2. Выбор необходимого памятника
3. Создание рисунка памятника с кратким описанием
Защита проекта :
Представление эстетически оформленной работы
Рассказ о выбранном памятнике
Участие в общей выставке
Слайд 6
.
Проектная технология является универсальной. Она даёт возможность для создания индивидуального проекта, в зависимости от интересов учащегося . Основное предназначение этого метода состоит в самостоятельном приобретения знаний в процессе решения практических задач.
Тема пятого класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – наиболее подходящая для начального этапа вовлечения учащихся в проектную деятельность. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащиеся выполняют самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при решении проектных задач. Процесс защиты наиболее увлекателен, когда продумана практическая часть и в работу вовлечён весь класс, а учащийся выступает в роли учителя.
Слайд 7
Заключение
Таким образом, проектная технология способствует созданию условий для формирования УУД:
Личностных универсальных учебных действий, через развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению учебно-предметным материалом развитию самостоятельности, потребности в самообразовании, ответственности за результат своей деятельности.
Регулятивных универсальных учебных действий, через умение планировать свои действия для решения поставленной задачи и условиями ее реализации, в соответствии с заданным планом;
Познавательных универсальных учебных действий ,через осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет для достижения поставленной цели;
Коммуникативных универсальных учебных действий, через формулировку причин, вдохновивших к выбору темы и приобретение опыта защиты проекта перед аудиторией.
Актуальность возникновения данного опыта, определяется необходимостью реализации метода проекта в процессе преподавания предмета изобразительное искусство, для формирования исследовательских компетенций и в целом достижения учащимися планируемых результатов образования.
Мурманский академический лицей
Учитель изобразительного искусства
Быковская Радмила Николаевна