Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Княженская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Дорофеева и Дениса Козлова» Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности
Кизилова А.А.
Учитель начальных классов
Слайд 2
В последнее время исследования PISA оказали влияние на развитие образования в мире.
.
Слайд 3
По результатам международных исследований Правительству Российской Федерации поручено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (Указ Президента РФ от 07.05.2018). Меняется запрос на качество общего образования. Усиливается внимание к функциональной грамотности, формирование которой становится приоритетной целью в системе общего образования РФ. Для решения этой задачи составлена государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Среди механизмов повышения качества общего образования в России - обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Слайд 4
В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
Слайд 5
». По определению Леонтьева А.А., «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
По определению Виноградовой Н.Ф.: «Функциональная грамотность» сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Слайд 6
Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно – коммуникационная технологии.
Слайд 7
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, и др.
Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. «Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности» (Новый словарь методических терминов и понятий). Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания.
Слайд 8
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Так в чём же преимущество метода проекта в развитии функциональной грамотности младших школьников?
Метод проекта даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности - коммуникативную, информационную, деятельностную.
Слайд 9
Проект можно считать универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на специфику взглядов и идей самих учеников. Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля. Проектная деятельность активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность учащихся, на основе опыта практической деятельности.
Все этапы действия равноценно важны и формируют определенные компетенции в рамках общей функциональной грамотности, напомним, что для успешной организации работы с творческими и исследовательскими проектами в классе и школе, необходимо выполнить «пять этапов»:
Слайд 10
На каждом этапе с 1 по 4 класс, проводится различная работа, позволяющая активизировать исследовательскую деятельность учащихся, согласно их возрасту.
В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, познанию мира, изо. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
- проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением;
- уроком – исследованием.
Вначале постановку проблемы решает сам учитель, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам, предложения выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.
Во втором классе ведётся работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенные понятия, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа;
- опишите один день вашей воображаемой жизни;
- используя данную концовку, придумай рассказ или сказку;
- определи, сколько значений у предмета;
В 3 - 4 классе продолжается работа по проведению кратковременных исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. Предлагаются логические задачи, проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания. У учащихся активность выше, а значит больше интересных, неординарных предложений.
Первый . Компетенция учителя, который непременно должен владеть современными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Метод: частично-поисковый, исследовательский, проблемный, проектный. Формы: работа в парах, в группах, индивидуальная, ролевые занятия и деловые игры.
Второй. Планирование работы над проектами в классах и школе.
Годовой план работы научно – исследовательского общества в школе, который включает в себя: диагностику, подбор научно-теоретического материала, работу с учащимися и родителями, мониторинг.
Сквозное календарно-тематическое планирование работы кружка (спецкурса), на основе авторской программы.
Третий – организация исследований в урочное и внеурочное время.
На любом уроке уделяется внимание развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности.
Формируются группы и выбираются темы проекта на основе анкетирования и индивидуальных бесед.
Ведётся работа с родителями с целью научить их, как работать вместе с ребёнком, а не за него. Для этого организуются родительские собрания, совместные занятия.
С целью облегчения работы на каждом уровне, ребятам предлагается план ведения научного исследования, схема-опора (образец) оформления научного проекта, разного рода памятки и рекомендации.
Четвёртый – подготовка к защите творческого исследования, совместно с учителем. Самооценка проекта по оценочному листу.
Пятый – презентация проекта на разных уровнях: в группе, в классе, в школе. Лучшие работы участвуют в районных, областных конкурсах.
Слайд 11
В процессе проектной деятельности ребятам для решения задач проекта неоднократно приходится делится на творческие группы, работать индивидуально. Дети приобретают навыки коллективной работы, учатся помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Они выполняют разные роли: ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, экскурсовод и др. Роли менялись. Повышалась значимость каждого ребенка в классе.
К концу работы над проектом дети научатся критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечают не только свои успехи, но и успехи одноклассников.
Слайд 12
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людейЛейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Слайд 13
Спасибо за внимание!