Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Новичкова Анастасия Александрова
Учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №6 г.Выксы
Образование: высшее, ННГУ им. Лобачевского
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа г. Выксы
Нижегородской области
«Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека.
И эта часть должна быть самой лучшей»
Слайд 2
«Формирование мыслительной деятельности у учащихся на уроках биологии через приемы технологии развития критического мышления(ТРКМ)»
«Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Лев Толстой
Слайд 3
Условия формирования
личного вклада педагога в развитие образования
Реализация:
научно – практические конференции;
конкурсы;
проекты; и т.д.
Организационно – педагогические условия:
выступления на педагогических советах, семинарах;
участие в РМО биологов;
проведение открытых уроков;
публикации в интернете;
руководство детским экологическим движением «ЭКОлогика»
Слайд 4
Помогает определить собственные приоритеты
Повышает уровень культуры работы с информацией
Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы
Помогает прогнозировать последствия своих решений
Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности
Актуальность личного
вклада педагога в развитие образования
Критическое мышление
Слайд 5
Традиционное обучение Обучение с использование ТРКМ
Целевая установка у учащихся Получить хорошую отметку. Проявить свои способности, открыть что-то новое.
Организационные формы работы Индивидуальная. Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
Источники информации Как правило, один— два источника. Различные источники из разных областей знания.
Предметная область Один учебный предмет. Как правило, содержание полипредметно.
Характер работы по содержанию Реферирование. Сочетание теоретических и практических методов исследования.
Актуальность использования ТРКМ на уроках
Слайд 6
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джон Дьюи, Джинни Стил).
В России она появилась в 1997 году. (И.Муштавинская О. Варшавер, Е.С.Заир-Бек)
Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
Слайд 7
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес учащихся и осмысление цели изучаемой темы, вопроса, проблемы,
2. Развивать внутреннею мотивацию обучения,
3. Поддерживать познавательную активность учащихся,
4. Побуждать учеников к сравнению полученной информации с личным опытом и на его основе формировать аналитические суждения.
5. Создать условия для всестороннего развития личности учащихся, совершенствование их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.
Слайд 8
Ведущая педагогическая идея
Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках биологии и экологии, а также во внеурочной и внеклассной работе через разработку приемов ТРКМ.
Слайд 9
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Технология
«Развитие критического мышления»
Направлена на:
освоение базовых навыков открытого информационного пространства,
развитие качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Слайд 10
Основные задачи фаз ТРКМ
ТРКМ
Стадия вызова
Стадия рефлексии
Стадия осмысления
Актуализация имеющихся знаний
Структурирование процесса изучения
Пробуждение интереса
к теме
Получение новой информации
Соотнесение новой информации
с собственными знаниями
Целостное осмысление и обобщение полученной информации
Анализ всего процесса изучения нового материала
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Слайд 11
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
Прием «Фишбоун»
Прием «Синквейн»
Прием «Кластер»
Прием «Верите ли вы?»
Прием «INSERT»
Прием «Взаимоопрос»
Прием «Корзинка идей»
Прием «Групповая дискуссия»
Прием «Чтение с остановками»
Прием «Ключевые термины»
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Слайд 12
Стратегия «Знаю — Хочу узнать — Узнал»
Используется на стадии «вызова», «осмысления» «рефлексии». Направлена на развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией.
3 — что мы знаем
X — что мы хотим узнать У — что мы узнали, и что нам осталось узнать
Слайд 13
Стратегия «Знаю — Хочу узнать — Узнал» на уроке биологии тема «Цветок»
3 — что мы знаем
X — что мы хотим узнать У — что мы узнали, и что нам осталось узнать
Цветок –это орган покрытосеменных растений,
Бывают различных размеров и окраски,
Имеет аромат. Строение цветка,
Функцию цветка в растении,
Разнообразие цветков. Строение цветка,
Особенности строения структур цветка
Функцию цветка в растении,
Формулу цветка,
Классификацию цветков.
Слайд 14
Прием «Фишбоун»
Используется на стадии «вызова», «осмысления» «рефлексии».
В «голове» этого скелета учащиеся обозначают проблему, которая рассматривается в тексте. С одной стороны скелета, учащиеся отмечают причины возникновения изучаемого явления. Напротив, ученики выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы.
факты
Слайд 15
Прием «Фишбоун» на уроке экологии тема «Загрязнение атмосферы»
Увеличение автотранспорта
Увеличение численности населения
Сокращение площади лесов
Развитие промышленности
Число авто транспорта в Ниж.обл – 1205тыс
Частота заболеваний дыхательных путей возросла на 20%
Концентрация СО2 увеличилась на 10 % за 100 лет
Количество вредных веществ превышает допустимые нормы
Слайд 16
Прием «синквейн»
Используется на стадии «рефлексии». Позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п.
Правила написания синквейнов:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...).
4. Четвертая строчка фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.
Слайд 17
Прием «Синквейн» на уроке биологии тема «Клетка»
Клетка
Животная растительная
Растет, дышит, делится
Главная часть живого организма
Жизнь
Слайд 18
Прием «Кластер»
Используется на стадии «осмысления», «рефлексии». Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Слайд 19
Прием «Кластер»
На уроке биологии тема «Плоды»
Слайд 20
Прием «Верите ли вы?»
Использовать как на стадии «вызова», так и на стадии «рефлексии»
Прием «Верите ли вы?»
на уроке экологии тема «Биосфера»
1. …Биосфера является живой оболочкой Земли?
2….. Что все Гидросфера входит в состав Биосферы?
3……Что границы Биосферы характеризуются условиями существования жизни?
Слайд 21
Прием «INSERT»
Используется на стадии «осмысления» и «рефлексии». Представляет собой особую маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.
Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».
«V» — уже знал
«+» — новое
«—» —думал иначе
«?» — не понял, есть вопрос
Слайд 22
Прием «Взаимоопрос»
Используется на стадии «осмысления». Один из способов работы в парах. Ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 23
Прием «Корзинка идей»
Используется на стадии «вызова». Позволяет активизировать имеющиеся знаний при работе с новым материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Слайд 24
Прием «Групповая дискуссия»
Используется на стадии «вызова» и «рефлексии». Дискуссия (от лат. – исследование), разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Слайд 25
Прием «Чтение с остановками»
Используется на стадии «вызова» и «осмысления». Прием организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
-Абсолютно неизвестным для данной аудитории;
- Динамичный;
- Проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Слайд 26
Прием «Ключевые термины»
Используется на стадии «вызова» и «рефлексии». Направлен на активизацию мышления. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
Слайд 27
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Используется на стадии «вызова», «осмысления».
В а р и а н т «а»: Расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
Слайд 28
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Разработана система уроков по биологии с использованием приемов ТРКМ
Темы уроков:
Клетка
Бактерии
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мхи
Плауны, хвощи, папоротники
Голосеменные
Покрытосеменные растения
Слайд 29
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Усиление концентрация внимание,
Активизация деятельность,
Снижение утомляемости,
Развитие творчества обучаемых,
Повышение интереса к предмету,
Появление потребность к чтению,
Развитие умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.
Слайд 30
Показатели качества освоения обучающимися образовательных программ
Слайд 31
Транслируемость практических
достижений профессиональной деятельности педагогического работника
ТРКМ можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Трудности и возможные риски:
Не все дети способны работать с большим объёмом
информации,
- Технология не всегда эффективна в слабых классах,
- Сложность в подборе материала,
- Большие моральные, временные и материальные затраты.
Область применения:
- урок;
- система уроков;
- внеурочная деятельность;
- внеклассные мероприятия.
Трансляция результата:
- публикации в интернете;
- выступления учеников на НПК, конкурса.
Слайд 32
Литература
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке - М.: «Просвещение», 2011.- 233с.
Коган Г.В. Технология развития критического мышления на уроках биологии и географии: из опыта работы учителя географии и биологии ГУО «Жирмунская средняя школа», 2012 . – 49 с.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
http://www.zenon74.ru/school/pedagogika-dzhona-dyui
http://www.prosv.ru/umk/standart/info.aspx?ob_no=27489
http://content.schools.by/zhirmuny/library/Технология%20«%20Развитие%20критического%20мышления».docx
Слайд 33
Спасибо за внимание!