Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие универсальных учебных действий учащихся через приобщение к проектной и исследовательской деятельности. Клевцова Е.М. учитель биологии
Слайд 3
Личностные УУД
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Познавательные УУД
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Коммуникативные УУД
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Регулятивные УУД
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
1. Самоопределение
2. Смыслообразование
3.Морально-этическая ориентация 1. Общеучебные универсальные действия
2. Логические учебные действия
3.Постановка и решение проблем
1.Планирование учебного сотрудничества
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
4. Лидерство и согласование действий с партнером
5.Построение речевых высказываний 1. Целеполагание
2. Планирование
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекция
6. Оценка
7. Саморегуляция
Виды универсальных учебных действий (УУД)
Слайд 4
Функции УУД включают:
Обеспечивают возможности учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Слайд 5
Сформировать УУД – значит:
Научиться выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца.
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
Научить выстраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости -развивать его.
Слайд 7
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д.Ушинский
.
. Как сформировать Универсальные учебные действия?
Список технологий формирования УУД
Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач"
Проблемно-диалогическая технология
Организация учебного сотрудничества
Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность
Технология оценки образовательных достижений.
Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
Технологии развивающего обучения
Слайд 8
Учебная исследовательская и проектная деятельность – это модный тренд или необходимость?
развитие познавательной активности учащихся,
развитие навыков смыслового чтения,
участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности,
интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.
Слайд 10
Учебный проект
Учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. (стандарты ФГОС НОО, начальная школа).
Слайд 11
Проектная деятельность учащихся
форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся. Совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.
(ФГОС ООО, основная школа).
Слайд 12
Индивидуальный итоговый проект
учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную результативную деятельность (ФГОС ООО, основная школа).
Слайд 13
Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности
Практически значимые цели и задачи
- компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация
Структура:
-анализ актуальности
-целеполагание
-формулировка задач
-выбор средств и методов решения
-определение последовательности и сроков работ
-проведение работ
-оформление результатов
Слайд 14
Различия проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Деятельность направлена на получение
конкретного позитивного
результата — продукта,
который можно предъявить
Учебно-исследовательская деятельность
Деятельность
направлена на решение
проблемы.
Отрицательный
результат – тоже результат.
Замысел (представление о
продукте) и конечный продукт
должны совпадать в основных
параметрах
В основе деятельности лежит
формулирование и проверка гипотезы
Слайд 15
Типология форм проектов Типология форм проектов
по видам Информационный
Исследовательский
Творческий
Социальный
Прикладной (практико-ориентированный)
Игровой (ролевой)
по содержанию Монопредметный
Метапредметный
Деятельностный
Относящийся к области знаний
по количеству участников Индивидуальный Парный Малогрупповой – до человек Групповой – до 15 человек
Коллективный – касс и более в рамках школы
Муниципальный Городской
Всероссийский Международный Сетевой
по длительности проект-урок (мини-проект)……. многолетний
по дидактической цели ознакомление с методами проектной деятельности
поддержка мотивации выявление творческого начала
Слайд 16
Общение - «единственная роскошь, которая есть у человека»
Антуан де Сент-Экзюпери
Основная цель для педагога:
реализация у обучающихся своих способностей и потенциала личности
Слайд 17
Структура формирования проектной деятельности учащихся
1 этап. Организация деятельности
1.Погружение в проект
-мотивация
-проблематизация
-целеполагание
2.Планирование работы над проектом.
2 этап. Осуществление деятельности
1.Поиск и отбор информации.
2.Обработка информации и подготовка продукта.
3 этап. Представление результатов деятельности и её оценка.
1.Презентация результатов (защита проекта).
2.Оценка, самооценка, рефлексия.
Слайд 18
Содержание и структура проекта
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность.
Основная часть — точка зрения автора на основе анализа источников по данной проблеме.
Методика исследования (для исследовательского проекта).
Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.
Список используемой литературы и адреса используемых электронных ресурсов (сайтов, интернет-порталов, электронных библиотек).
Приложения на бумажном носителе и в виде электронной презентации.
Слайд 19
Урочные
формы
организации
Урок- исследо-вание
урок-
презен-тация
урок-
экспер-тиза
урок- лабора-тория
Учебный экспери-мент
урок-творчес-кий отчет
домашнее
задание
исследова-тельского характера
Слайд 20
Внеурочные
формы
организации
научное
общество
учащихся
(НОУ)
участие в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
предметные
недели
походы,
поездки,
экскурсии
Слайд 21
Общение - «единственная роскошь, которая есть у человека» Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 22
Информационно-поисковый исследовательский проект «Влияние никотина на состояние здоровья школьника»
Творческий, исследовательский проект
«Пусть будет школа - сад»
Слайд 23
Пример проекта по биологии
Раздел 1. «Клеточное строение организмов».
Урок 1. Устройство увеличительных приборов
1.Учебная тема проекта: «Устройство увеличительных приборов»
2. Творческое название проекта «Удивительный микромир».
3.Тип проекта: прикладной (практико-ориентированный); парный.
4.Дидактическая цель проекта: Формирование знания об устройстве увеличительных приборов и умения работать с ним.
Слайд 24
Методические задачи:
В личностном направлении: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, формирование коммуникационных и рефлексивных качеств
В метапредметном направлении: развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.
В предметном направлении: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Слайд 25
Учебная ситуация:
Как микроскоп может помочь в изучении биологии?
Слайд 26
Проблемные вопросы учебной темы и темы индивидуальных исследований:
Для чего используют увеличительные приборы?
Из каких частей состоит световой микроскоп?
Каково назначение каждой части светового микроскопа?
От каких слов произошли названия «окуляр» и «объектив»? Почему?
Почему объективов два? Чем они отличаются?
Как изменить степень увеличения микроскопа?
Формирование групп для проведения исследований.
Слайд 27
Формы представления результатов (продукт):
Отчёт (Заполненный рабочий лист)
Слайд 29
Такие разные приспособления у растений
Цели проекта:
1. Найти в природе растения с разными приспособлениями.
2. Догадаться, зачем эти приспособления.
Слайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ