Презентация - Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении

Нажмите для просмотра
Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении
Распечатать
  • Последний IP: 69.30.221.250
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 45
  • Просмотров: 2054
  • Скачиваний: 1281
  • Размер: 5.36 MB
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 1
МБОУ «Гимназия №1»
Презентация на тему «Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении» Имнадзе Г.М.- преподаватели физической культуры. Новомосковск 2013

Слайд 2

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 2
Введение
Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность. Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.

Слайд 3

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 3
Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.

Слайд 4

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 4

Слайд 5

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 5
Здоровьесберегающий педагогический процесс образовательного учреждения
- это специально организованное , развивающееся во времени и определённо в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Слайд 6

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 6
Виды здоровьесберегающих технологий
Медико- профилактические Физкультурно- оздоровительные Образовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнка Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Слайд 7

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 7

Слайд 8

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 8
Современные подходы к сохранению и формированию здоровья обучающихся на уроке
Здоровье – это: ВОЗ – «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия» Н.М. Амосов (1987), В.А. Лищук ( 1992), И.И. Брехман (1987) – реализация специфических специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию.

Слайд 9

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 9
Здоровьесберегающие технологии: сущность,назначение,особенность реализации
Современная система образования претерпевает целый ря изменений в содержании применения педагогических технологий. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида. В педагогической практике сложились различные подходы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, реализуемые в образовательных учреждениях: гигиенический, дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный.

Слайд 10

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 10
Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения ( организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)

Слайд 11

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 11
Гигиенические средовые факторы
Шум; Освещённость; Воздушная среда; Размер помещений (кубатура); Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы); Используемые стройматериалы, краска; Качество питьевой воды, используемой в школе; Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания); Экологическое состояние прилегающей к школе территории; Состояние сантехнического оборудования.

Слайд 12

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 12

Слайд 13

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 13
Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям,в учебном году; Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц; Особенности устава школы и норм школьной жизни; Медицинское и психологическое обеспечение школы; Психологический климат педагогического коллектива; Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Слайд 14

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 14
Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; Стиль педагогического общения учителя с обучающимися; Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска); Особенности работы с «трудными подростками» в классе; Личностные , психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Слайд 15

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 15
В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии в образовании – это комплекс мер и систем мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и навыков здорового образа жизни. Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.

Слайд 16

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 16

Слайд 17

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 17
Цель современной школы
- это подготовка детей к жизни. Каждый щкольник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Слайд 18

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 18

Слайд 19

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 19

Слайд 20

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 20

Слайд 21

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 21

Слайд 22

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 22

Слайд 23

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 23

Слайд 24

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 24
Здоровьесберегающие технологии
это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям: соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, включая «кризисные» возрастные периоды, социально психологические этапы и особенности обучения, поступление в школу, адаптация к условиям обучения в первом классе и при переходе в среднюю школу, обучение в классах коррекции, профессиональное самоопределение обучающихся в старших классах; Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;

Слайд 25

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 25
учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения; учитывать условия обучения и влияние их на состояние здоровья и развитие учащихся; исходить из реального жизненного опыта учащихся; ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения; развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения; максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.

Слайд 26

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 26

Слайд 27

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 27
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Подразделяются на три подгруппы:
организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;

Слайд 28

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 28
Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы. Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.

Слайд 29

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 29
Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:
новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье; иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог; выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание; изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.

Слайд 30

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 30
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе. Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.

Слайд 31

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 31
Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников; разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.

Слайд 32

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 32

Слайд 33

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 33
Способы преобразования наиболее существенных элементов здоровьесберегающего урока
Обстановка и гигиенические условия в классе: Учитель работает над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Слайд 34

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 34
Регламентация длительности основных видов учебной деятельности обучающихся
Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на наученных физиолого- гигиенических исследований и соблюдать их постоянно. В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.

Слайд 35

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 35
Смена видов деятельности на уроке
Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания обучающихся. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.

Слайд 36

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 36
Количество, чередование видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут. Таким образом, выбирая адекватные младшему школьному возрасту методы ведения урока, учитель начальных классов учитывает базовые потребности обучающихся, акцентируя свое внимание на том, какие именно возрастные особенности лежат в основе того или иного метода. Эти методы, которые превышают обучающихся из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, соображения, самооценки и взаимооценки).

Слайд 37

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 37
Поза обучающихся,чередование позы
Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз в соответствии с видом работы. Смена поз каждые 10-15 минут. Так, например, работая в режиме зрительно- пространственной активности, необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения («речевой маршрут» чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту) Работая в режиме дальнего зрения ( сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).

Слайд 38

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 38
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.) Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.

Слайд 39

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 39
Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия: состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние); обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

Слайд 40

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 40
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке
На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п. Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.

Слайд 41

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 41

Слайд 42

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 42
Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе. Темп и ритм урока. Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка ( на перемене).

Слайд 43

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 43
Вывод: состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства.

Слайд 44

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 44
Литература
Методическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя начальной школы»; Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы»2010г. В.С. Лукьянова, М.В.Годовикова «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»,2011г. В.Л.Мамонтова, А.С.Титова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»,2012 г. Фото взяты из архива «Гимназии №1»

Слайд 45

Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении, слайд 45
Спасибо за внимание!!!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.