Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста Подготовила учитель-логопед Прокофьева Е.В.
Слайд 2
РЕЧЬ
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и которые составляют фундамент любой образовательной программы развития дошкольника.
Слайд 3
Связная речь
«Связная речь, - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Слайд 4
Классификация
Диалог
Связная речь
Монолог
Слайд 5
Виды диалогов
Беседа — вид диалога, ориентированный на обмен информацией в ходе общения.
Обсуждение — вид диалога, представляющий собой разбор и оценку рассматриваемой проблемы в ходе общения.
Спор — вид речевой коммуникации, характеризующийся столкновением точек зрения участвующих сторон.
Слайд 6
Виды монологов
Описание – достаточно развёрнутая характеристика предмета или явления.
Повествование – сообщение о каком-то событии, содержащем
динамику или о ряде последовательных событий.
Рассуждение – высказывание, отражающее причинно-следственную связь каких-либо фактов, явлений или отражение отношения говорящего к чему-либо.
Слайд 7
Задачи
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
Слайд 8
Приемы обучения
показ и рассматривание предмета;
выполнение действий с предметом;
просьбы, поручения;
повторение за ребенком слов, словосочетаний предложений;
вопросы — ответы;
опосредованное общение через куклу (игрушку);
многократное проговаривание речевого материала;
комментирование действий.
Слайд 9
Задачи
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.
Слайд 10
Критерии речевого развития
Слайд 11
Игры
"Большой - маленький"
"Слово на ладошке"
"Четвертый лишний"
"Расскажи сказку"
"Что бывает?"
"Подбери слово"
"Общие слова"
"Посчитай"
"Отгадай загадку"
"Расскажи стихотворение"
"Назови, какой..."
"Скороговорки"
"Скажи наоборот"
«Расскажи сказку по-другому»
Слайд 12
Пример «усложнённой» беседы
- Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый,
зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у
нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они
живут в клетках. - Какие ты знаешь
сказки про медведя,
лису, волка? и т.п.
Слайд 13
Составление описательного рассказа
Слайд 14
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Слайд 15
Составление рассказа по сюжетной картинке
Слайд 16
Обучение пересказу
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы).
Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам.
Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом:
а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
б) восстановление нужной последовательности предложений,
Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа
(сказки) от 1-го лица и др.
Слайд 17
Обучение описанию предметов
Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)
Составление описания предмета по собственному рисунку.
Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.).
Слайд 18
Обучение рассказыванию по картинкам
Придумывание названия к картине или серии картин.
Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).
Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии).
Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).
Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).
Слайд 19
Последовательность работы над связной речью
1 - развитие понимания связной речи;
2 - развитие диалогической связной речи;
3 - развитие монологической связной речи:
- работа над пересказом;
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над самостоятельным рассказом.
Слайд 20
Работа с родителями по вопросам развития связной речи:
Слайд 21
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Правильность – соответствие
речи языковым нормам
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации
Выразительность – владение педагогом различными средствами выразительности речи
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения