Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Отчет о проведении тематического семинара
Тема: «Реализация концепции патриотического воспитания обучающихся в образовательной деятельности »
Октябрь 2023
Подготовила учитель КОУ ВО «ЦЛПДО» БУЗ ВО «Графского санатория для детей»: .,Невзорова И.Ю.
Слайд 4
Цели
Цель этого семинара - раскрыть роль общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся.
Выяснить , как могут общеобразовательные предметы влиять на формирование у современных россиян устойчивых положительных чувств к своей Родине, готовности и способности к защите ее интересов, а также к осознанию собственной роли в истории и будущем России , сопричастности к делам и достижениям старших паколений.
Слайд 5
Задачи
Рассмотреть как можно при помощи общеобразовательных предметов:
усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин.
Показать как в в традиционные предметы можно включить материал воспитательного характера.
Как использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность
создать условия для получения учащимися информации по гражданскому самоопределению;
пробуждать интерес к истории нашего государства, родного края;
развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
воспитывать чувство ответственности за судьбу России;
воспитывать готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
создать единое воспитывающее пространство школы для формирования Патриота;
Слайд 6
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.
Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.
Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.
Слайд 7
В связи с большой ролью, отведенной уроку в воспитательной системе, он становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный и образовательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал воспитательного характера.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Слайд 8
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Слайд 9
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществляется исходя из базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов у учащихся в ходе образовательного процесса воспитывается отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание патриотического воспитания по учебным предметам изложено в учебниках и учебных программах.
Слайд 10
Учебники выполняют в этом плане важную функцию:
- расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества;
- воспитывают бережное отношение к природе и результатам труда человека;
- задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю;
- развивают у учащихся интерес к изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Слайд 12
В содержании программ основного общего и среднего полного общего образования также заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Слайд 14
История
Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - могучая сила, которая творит патриота, гражданина.
Слайд 16
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Слайд 18
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем, формируются патриотические чувства.
Слайд 19
1. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки истории, посвященные Великой Отечественной войне.
2. Патриотическую направленность содержит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике.
3. Большую патриотическую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки об Отечественной войне 1812 года.
4. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах великих людей – аспекты патриотического воспитания.
5. Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли - еще одна тема для воспитания патриотизма.
6. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.
Слайд 21
Обществознание
Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Слайд 22
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.
Ж.Ж.Руссо
Слайд 23
Обществознание способствует
- формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
- решению типичных задач в области социальных отношений;
- осуществлению гражданской и общественной деятельности, развитию межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
- соотнесению собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
- содействию правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.