Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
План по самообразованию педагога
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста»
ГБОУ Школа № 1279 «Эврика»
Выполнила: Субботина О.С.
Слайд 2
Актуальность
Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Знакомство с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
.
Слайд 3
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Задачи: изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста; выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей; выбрать наиболее эффективные методы и приемы для работы с детьми; продолжать ознакомить детей с устным народным творчеством, приобщать детей к русскому фольклору; обогащать речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи; сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Слайд 4
Формы работы с детьми Совместная деятельность воспитателя с детьми: Индивидуальная работа с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
консультации
индивидуальные беседы
родительские собрания
оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Слайд 5
Работа с детьми по самообразованию
формируется интерес к устному народному творчеству, обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников: пополнению и обогащению их словарного запаса;
позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
произведения учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в практической деятельности.
Слайд 6
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
Слайд 7
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей и педагогов ДОУ
Слайд 8
Список литературы для изучения по теме самообразования: Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.; Большая книга для маленьких «Сборник потешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ / Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000; Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995 Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8.
Слайд 10
Бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.
Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др.
Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
Слайд 13
Спасибо за внимание!