Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Категория времени в литературе
Слайд 2
Основные признаки времени в литературном произведении:
1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.
2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
3. Представления о движении и неподвижности.
4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Слайд 3
ВРЕМЯ - одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления
Время реальное отличается от изображаемого в произведении.
Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или не выделять его.
Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса».
09.09.2015
3
Слайд 4
Время может быть «растянуто», «замедлено», «свернуто» до ремарки («прошло полгода») или остановлено (для лирических отступлений).
Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего»
Н. В. Гоголя)
09.09.2015
4
Слайд 5
Типология художественного времени
объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события;
субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
09.09.2015
5
Слайд 6
прерывистое — может иметь:
ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что…», «читатель помнит, что…»);
проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что…», «как
станет известно позже»;
ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его;
непрерывное, т. е. последовательное
09.09.2015
6
Типология художественного времени
Слайд 7
мифологическое;
историческое;
утопическое
09.09.2015
7
Типология художественного времени
Слайд 8
замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора);
открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой
09.09.2015
8
Типология художественного времени
Слайд 9
соотносимое с историческим;
несоотносимое с историческим
09.09.2015
9
Типология художественного времени
Слайд 10
Типология художественного времени
событийное — линейное время, с которым движется ход повествования;
авторское — зависит от степени «включенности» автора- повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.
09.09.2015
10
Слайд 11
Образы художественного времени Краткая характеристика Пример
1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость "Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого
2. Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества "Отцы и дети«
И.С. Тургенева,
3. Космическое Представление о вечности и вселенской истории "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
4. Календарное Смена времен года, будней и праздников Русские народные сказки
И.С. Шмелев "Лето господне"
5. Суточное День и ночь, утро и вечер «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына
Слайд 12
Пространство и время в произведении словесности составляют единство, которое называется хронотоп
М.М.Бахтин (1895-1975)
Этот термин, образованный от греч. chronos – время и topos – место, ввёл в теорию словесности
Михаил Михайлович Бахтин, русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства
Слайд 13
Хронотоп
По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и имеют сюжетообразующее значение
09.09.2015
13
Слайд 14
Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира.
09.09.2015
14
Хронотоп
Слайд 15
1) «идиллическое время» - в отчем доме (притча о блудном сыне, рассказ Катерины в «Грозе» о счастливых детстве и юности в родительском доме, идиллическое существование Ильи Ильича Обломова в Обломовке),
2) «авантюрное время» - испытания на чужбине (жизнь Ибрагима, героя романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», во Франции),
3) «мистерийное время» - схождения в преисподнюю бедствий («Божественная комедия» Данте)
09.09.2015
15
Типология художественного времени
Слайд 16
Художественное пространство и время (хронотоп) -
действительность в ее пространственно-временных координатах.
Слайд 17
Пространство
Конкретное
Кавказ в “Герое нашего времени” М.Ю.Лермонтова
Сжатое
Символистская драма М.Метерлинка “Синяя птица”
Объёмное
Комедия Ж.-Б.Мольера “Тартюф”
Замкнутое
Условное
Повесть А.П.Чехова “Мужики”
И.А.Бунин “Косцы”
Открытое
Роман Л.Н.Толстого “Война и мир”
Слайд 18
Земное
В.В.Быков “Сотников”
Космическое
А.Данте “Божественная комедия”
Реально - видимое
Д.И.Фонвизин “Недоросль”
Воображаемое
Д.Свифт “Приключения Гулливера”
Слайд 19
Хронотоп в сказке
Особый хронотоп существует в сказке: ее пространство отделено от реального: действие происходит в некотором царстве, в тридесятом государстве.
В сказочное пространство врывается чуждая сила, и герой вынужден отправиться в cтранствие. Он идёт по дороге и попадает на распутье, где должен выбрать дальнейший путь.
Сказочное время тоже особое.
Время появляется тогда, когда происходят
события, об их внезапности говорят слова вдруг, откуда ни возьмись, а между событиями просто сообщается: на другой день, или наутро. Заканчивается действие – заканчивается и сказочное время: и стали жить-поживать и добра наживать – всё, время остановилось.