Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Тема: «Губительно ли СМС общение для русского языка»
Андрюхина А.П. –
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Введение.
Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что существуют проблемы, возникшие с появлением СМС-сообщений:
– СМС-язык превратился из модного течения в новый стиль общения,
наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной
падения грамотности;
– для подрастающего поколения разница между нормальным русским языком и СМС-ками скоро может стать незаметной;
– невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью СМС – сообщений, а потом сразу заговорить грамотно и написать правильно.
Гипотеза исследования:
От повсеместного использования СМС общений, человеку становятся не нужными грамотно построенные предложения и содержательные фразы. Если человечество не обратит внимания на грамотность при оформлении СМС-сообщений, то в недалеком будущем это приведет к искажению норм русского языка, что повлечет за собой гибель русского языка.
Слайд 3
Цель работы:
Определить губительно ли СМС общение для
русского языка.
Задачи:
1. Изучить особенности языка СМС и задачи, решаемые с помощью СМС сообщений;
2. Провести анкетирование среди учащихся школы и взрослых людей;
3. На основании анкет выяснить их отношение к грамотности написания СМС;
4. Определить типичное нарушение языковых норм;
5. Найти Плюсы и Минусы СМС-сообщений.
Предметом исследования являются:
СМС - сообщения
Слайд 4
В деловой сфере встречается большое количество аббревиатур:
– сокращения, принятые в деловой документации ; (abt — about, dols – dollar, exps – expenses, FX – foreign exchange, Ltd – limited, etc);
– сокращения, используемые в деловой переписке ; (st – street, sq – square, etc.);
сокращения в названии фирм и корпораций : D&G, P&G;
– общие аббревиатуры, встречающиеся в документах и т.д.
Слайд 5
SMS (Short Message Service) – услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения (не более 160 знаков латиницей и 70 знаков кириллицей) с использованием мобильного телефона
Слайд 6
Человек, пишущий СМС-ки, решает несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью СМС - ок:
а) Узнать о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? или Че делаешь? Пойдешь гулять? Чем маешься?
б) Сообщить о своем местонахождении (и планах): Я в магазине. Иду домой. На уроке, позвоню.
в)Узнать о самочувствии и настроении адресата: Привет! Как дел?;
г) Сообщить о своем самочувствии и настроении: : ( ; =);
д) Выразить признательность, благодарность и т.п.: Пожалуйста, спасибо. Я рада Доброе утро
Слайд 7
Компрессия текста.
Нужно уложить максимум содержания в минимум знаков.
Компрессия текста может происходить за счет средств
разных языковых уровней:
а) графических: щас <- сейчас, хай<- привет, че те? <- что хотел?
б) синтаксических: элиминация Я: дома на два знака (Я и пробел) короче, чем Я дома;
в) морфологических: иду короче, чем подхожу, че делаешь короче, чем чем занимаешься, СПС короче, чем спасибо, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): усечение - тренька;
аббревиация – КСК, ДК и др.;
Слайд 8
Отличительные черты СМС - языка.
• Обилие сокращений: Плиз (пожалуйста), OK — Хорошо,
СПС-спасибо, тренька-тренировка и т.д.
• Отсутствие знаков препинания, предлогов: Пап привези денег обед. Привет!че делаешь гулять идешь?
• СМС-сообщения носят скорее неформальный характер. Это сказывается также на отношении к тексту: автор пренебрегает некоторыми правилами русского языка. Часто ошибки делаются специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи: Ща приду. Че по литре? Че висишь ВК?
• Одни пишущие ставят вместо ch (Ч) цифру 4, а вместо sh ( Ш ) цифру 6 из соображений экономии, другие – О5 (опять), вну3 (внутри).
• Общий позитивный, дружелюбный характер. В СМС знаки препинания зачастую уступают место смайликам, которые служат одновременно и средством передачи эмоций: Как настроение Опаздываю : ( Доброе утро @}->--
Слайд 10
В каких случаях ты пользуешься СМС-ками?
Слайд 11
Базовый набор смайликов
:-) — улыбка
:( — грусть
:*) — улыбаюсь и целую
:-~) — у меня насморк
;-) — подмигиваю
:-o — удивляюсь
:-|| — злюсь
|-O — скучаю
:-& — нет слов
:-? — не знаю
:-V — кричу
%-) — завис перед монитором
[:-) — слушаю плеер
@-}- — дарю розу
:-Q — курю
:-(____) — очень сильно удивился
(_)] — хочу пива
Слайд 12
Ответы 5-6 классов:
всегда следят за грамотностью при составлении СМС 7 человек,
вообще не задумываются – 4.
Ответы 7-8 классов:
всегда обращают внимание на грамотность при создании СМС – 29 школьников,
вообще не задумывается - 14.
Ответы 10-11 классов:
всегда задумываются над грамотностью при создании СМС – 7,
вообще не задумывается – только 2 человека.
Слайд 14
• 6 из 9 опрошенных учеников 10-11 класса Т9 всегда используют;
• 27 из 36 учащихся 7-8 класса (причем были даны комментарии, что причинами использования являются: быстрота написания СМС и грамотность употребляемых слов);
• Большинство 5-6-классников (9 из 11) словарём Т9 никогда не пользуются.
Слайд 15
Пожалуйста; спасибо;
Да-дорогая;
Привет, как дела; доброе утро;
Спокойной ночи;
Приятного аппетита;
Ты сегодня была красивая;
Прости меня, Любимая!!!
спосибо милоя;
пожайласта;
Спосибо-спос
Слайд 17
Экономия времени и денег
Удобно, когда не можешь ответить
Общение на расстоянии и конфеденциальность
Возможность научиться четко
Формулировать свои мысли
Наглядно-эмоциональное окрашивание
Отнимает время и деньги
Ограниченное количество символов
Не передает эмоций и отсутствует зрительное восприятие
Несоблюдение норм русского языка
Плюсы
Минусы
Слайд 18
И наконец самый важный вопрос, который нас интересовал больше всего «Насколько губительно СМС - ки влияют на русский язык?»
На этот вопрос ответили 88% анкетируемых, остальные 12% вообще не нашли что сказать (7-8 класс).
Мнения школьников 11-12 лет и 15-17 лет разделились пополам.
76% (среднее звено 13-14 лет) считают, что СМС язык никак не влияет на грамотность русского языка, а 24% уверены, что СМС-ки губительны и вредны (люди перестают общаться, делают ошибки, многие слова заменяют сокращениями, не задумываются над грамматикой).
Мнения взрослых тоже разделились. 2 из 6 считают,
что использование СМС – развивает русский язык
(Появляются новые аббревиатуры, сокращения,
термины, слова – что ведет к обогащению языка)
Слайд 20
отсутствие знаков препинания при обращениях, вводных словах, в конце предложения, между частями сложного предложения (можно кому небуть написать не звоня. Родители я в школе. Привет идем гулять. Привет че по литре. да я использываю вежливые слова.);
употребление строчной буквы в начале предложения (как у тебя дела ?чем занимаешься ?=) …. на оборот бывает помогает задуматься о грамотности. мама я иду домой, ты где);
пропуск «ь» после шипящих в глаголах 2л. ед.ч. (Не кто не знает что пишеш. Чо делаеш?);
не обозначены границы предложений ( Я иду домой Привет идем гулять Привет че по литре).
Слайд 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
Плюсы:
Объём СМС - ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержание в минимум знаков. Активизируются процессы свертывания и сжатия речи.
Минусы:
Частые опечатки, ошибки в написании обычных слов, приводит к безграмотному общению;
Отсутствие знаков препинания влияет на пунктуационную грамотность;
Психологи считают, что общение через СМС язык приводит к СМС зависимости боязнь контактов «глаза в глаза».
Слайд 22
«Краткий словарик основных терминов».
SMS (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений) —
технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых
сообщений сотовым телефоном.
T9 — от англ. Text on 9 keys, то есть набор текста на 9 кнопках. При наборе текста система T9 пытается предугадать, какое слово вы пытаетесь набрать, используя встроенный словарь.
Текстинг «Tеxting» — обмен текстовыми сообщениями с помощью телефонов и других мобильных устройств.
Сма́йлик (англ. smiley — «улыбающийся») Смайлик изображается для передачи эмоций при сетевом общении.
Слайд 23
ЛИТЕРАТУРА
Кулинич М. От письма к SMS –сообщению.// Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 6.
2. КУРС ЛЕКЦИЙ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ».
3. Пешкова И.Я. «Русский язык и СМС-общение» // «Учитель Алматы». 2008. № 3. URL: http://www.kollegi.kz/publ/31-1-0-804
4. Ле- Бодик Г. Мобильные сообщения: службы и технологии SMS, EMS, MMS/ пер. с англ.- М.:КУДИЦ – ОБРАЗ,2005 – 448 с.
5. Сайт http: // www/ philology/ru
6. М.Ю.Сидорова статья «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять…»