Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Влияние стиля семейного воспитания на формирование успешности ребенка
МБОУ СОШ с. Селихово
педагог-психолог Желтовский А.Л.
Слайд 2
Анкета
1. Сколько раз тебе повторять!
2. Посоветуй, мне пожалуйста.
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.
4. И в кого ты только уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ты похож(а)?
7. Я в твое время!
Слайд 3
8. Ты моя опора и помощник(ца).
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой ты у меня сообразительный!
Анкета
Слайд 4
Перечень оценок
1 – 2 балла 8 – 1 балл
2 – 0 баллов 9 – 2 балла
3 – 1 балл 10 – 2 балла
4 – 2 балла 11 – 1 балл
5 – 1 балл 12 – 0 баллов
6 – 2 балла 13 – 2 балла
7 – 2 балла 14 – 1 балл
Слайд 5
Результаты.
До 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу, ведь он искренне любит и уважает вас; вы вносите существенный вклад в становление его личности
Слайд 6
9 – 10 баллов вы не совсем последовательны в общении и отношениях с ребенком, который уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенным
Результаты.
Слайд 7
Свыше 10 баллов – вам следует изменить стратегию воспитания ребенка и построения с ним отношений, а то его развитие будет подвержено влиянию только случайных обстоятельств
Результаты.
Слайд 8
Что такое стиль воспитания?
совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним.
Слайд 9
Авторитарные стили
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Ежовые рукавицы
Золушка
Жестокое воспитание
Слайд 10
Признаки авторитарного воспитания
приказы, угрозы, чтение морали: «немедленно сделай…», «сейчас же, сию минуту», «только попробуй…», «не смей…» «как я сказал, так и будет», «я родитель, значит я прав».
строгий голос, суровый взгляд, резкие движения
контроль, подавление силой
игнорирование прав и потребностей ребенка
решение проблем методом «кнута и пряника»
Слайд 11
Последствия авторитарного стиля воспитания
пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценка
конформизм бездумная зависимость от навязанного авторитета
скрытая, бессознательная жажда власти
жестокость, агрессивность
прибегание к деструктивным способам снятия стресса (хим.вещества, аутоагрессия, азартные игры)
Слайд 12
Рекомендации авторитарным родителям: Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте…
Учитывайте чувства ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место!
Давайте инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда ты сказал неправду».
Слайд 13
Гиперопека – сверх, -чрезмерная опека
В тисках родительской любви
Слайд 14
Виды гиперопеки:
Кумир семьи
Пуп земли
Симбиоз
Культ болезни
Слайд 15
Признаки гиперопеки
родители многое делают за ребенка или вместо него;
ограждают и защищают от малейших трудностей и мнимых опасностей;
постоянно решают его проблемы;
стремятся «привязать» ребенка к себе, «дружить» с ним;
говоря о ребенке, употребляют «мы» - «у нас бронхит», «мы делаем уроки», «мы обиделись».
Слайд 16
Последствия гиперопеки
Инфантильность несамостоятельность
Повышенная тревожностьневротичность
Стремление избегать неудачи и уходить от ответственности
Формируется «выученная беспомощность»
Неумение строить отношения со сверстниками
Недостаток терпения
Зависимость от авторитетов
Слайд 17
ГИПЕРОПЕКА = ЗАБОТА
Слайд 18
Совет гиперопекающим родителям:
Прежде чем опекать ребенка, спросите его: «Нужна ли тебе моя помощь?»
Возможно, потребность в чрезмерной опеке удовлетворяет не его, а ваши нереализованные потребности
Прочитайте книгу П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» или посмотрите одноименный фильм
Слайд 19
ГИПООПЕКА - недостаток опеки Либеральность Безнадзорность
Предоставление свободы
Равнодушие или занятость родителей
Вседозволенность
Попустительство нежелательному поведению
Отсутствие контроля
Слайд 20
Последствия гипоопеки:
потеря чувства защищенности и порядка в жизни
дефицит любви и постоянный ее поиск
регресс навыков и умений
низкая самооценка
подмена ценностей
Слайд 21
Рекомендации родителям, воспитывающим по типу гипоопеки: Сами по себе растут только сорняки…
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
Установите систему правил и запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Слайд 22
Противоречивое воспитание
Смена или смешение образцов воспитания: «Кумир семьи в ежовых рукавицах» «Золушка в культе болезни»
Слайд 23
Предпочтительный стиль воспитания - Авторитетно-демократический
Определяется:
высоким уровнем словесного общения между детьми и родителями;.
включенностью детей в обсуждение семейных проблем,
учетом их мнения;
готовностью родителей прий ти на помощь, если это потребуется;
верой и успех самостоятельной деятельности ребенка;
ограничением собственной субъективности в видении ребенка
Слайд 24
В авторитетно-демократической семье:
дети растут и воспитываются в атмосфере доброжелательности и любви;
родители понимают и принимают своего ребенка таким, каков он есть;
воспитательные воздействия строятся с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
уважают личность ребенка и предъявляют к ней серьезные морально-нравственные требования
личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
воспитание строится с опорой на положительное в растущем человеке;
оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Слайд 25
баланс контроля и самостоятельности
Разделить предъявляемые к ребёнку требования на 3 условные группы.
1) требования, выполнение которых не обсуждается (безопасность): например, возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживается;
Слайд 26
баланс контроля и самостоятельности
2) требования, варианты выполнения которых обсуждаются вместе с подростком: сколько времени проводить за компьютером, как планировать свое свободное время;
3) то, что ребенок вправе решать: самостоятельно (какие кружки посещать)
Слайд 27
Замечания, которые не следует делать детям.
Избегайте наклеивание «ярлыков» своим детям («врун», «лентяй», «воришка» и т.д.). Попав в ловушку стереотипов, ребенок будет стараться соответствовать представлению о себе своих родителей. Критикуйте поступки детей, а не их самих.
Слайд 28
Рекомендации родителям.
Соблюдение режима сна и отдыха.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими людьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрении и наказаний (если получил «5», то на 30 минут увеличивается время просмотра телевизора и наоборот).
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе (применение полученных знаний в школе в домашней деятельности, например, рассчитай необходимое количество продуктов и др.).
Особенные усилия прилагайте для создания, поддержания спокойной, стабильной атмосферы в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Слайд 29
Домашнее задание для родителей
1. В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2. В течение двух дней стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать»- «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»
3. В минуту сильнейшего раздражения – сесть напротив ребенка и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?