Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мастер-класс
«Создание проблемных ситуаций на уроке как один из способов развития творческого мышления».
Млынарчук Галина Владимировна,
учитель начальных классов,
Замараева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОАУ СОШ №17, г. Белогорск
Слайд 2
« Прорыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
К.Г.Паустовский
Слайд 3
Цель: показать особенности развития творческой активности обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и математики.
Слайд 4
УСЛОВИЯ
индивидуализация образования
исследовательское обучение
проблематизация
Слайд 5
Проблемное обучение
Сфера деятельности учителя
Сфера деятельности обучающегося
Проблемное преподавание
Проблемное обучение
Слайд 6
Что хотим достичь!
Более качественное усвоение знаний
Развитие интеллекта и творческих способностей
Воспитание активной личности
Слайд 7
Состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Проблемная ситуация
Слайд 8
ТИПЫ
«с удивлением»
«с затруднением»
Слайд 9
Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
Тип « удивление» Тип « удивление»
Противоречие между двумя ( более) положениями 1.Одновременно озвучить противоречивые факты или точки зрения.
2. С помощью вопроса или задания столкнуть разные мнения обучающихся.
Противоречие между научными фактами и житейскими представлениями обучающихся 3.Сообщение научного факта с помощью эксперимента, наглядности, сообщения.
Использование задания «на ошибку», « ловушку».
Тип «с затруднением» Тип «с затруднением»
Противоречие между невозможностью и необходимостью выполнить задание урока 4. Дать задание не выполнимое на данном этапе обучения.
5. Дать задание отличное от предыдущего.
6. Дать задание сходное с предыдущим, но не выполнимое практически.
Доказать, что задание не выполнено.
Приёмы создания проблемной ситуации
Слайд 10
Основные условия использования
этих типов ситуаций
Со стороны обучающихся:
новая тема («открытие» новых знаний);
умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
умение определить область «незнания» в новой задаче;
активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Слайд 11
«Создание проблемных ситуаций на уроке русского языка как один из способов развития творческого мышления».
Слайд 12
Ситуация «удивление»
Приём: столкновение разных мнений
Слайд 13
Учебную проблему можно поставить
тремя методами:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Слайд 14
Ситуация выбор
(до)ехал (до)б...рёзы
(по)бежал (по)д...ревне
(на)кричал (на)с...баку
Слайд 15
Ситуация неопределенность
зап[]вал
Слайд 16
Ситуация несоответствие
хв .стуны
Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.
Слайд 17
Задачи
Неожиданный ответ
Спросил учитель: «В слове «паровоз»
Где корни? Кто ответит быстро?»
«В нем нет к…рней, но много есть к…лес,
И есть еще два сменных машиниста».
Слайд 18
Задачи
Докажи, что слово «животное» является именем существительным.
Определить, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай-страна, словопад.
Слайд 19
Корректирование и редактирование текста
На верхушке дерева птицы свили гнездо. Это аисты. Аисты не боятся людей и живут рядом с ними. Своих детей аисты кормят лягушками, которых таскают из болота. В народе говорят, что аисты приносят счастье в дом человека.
Стаит чюдесный земний динёк. Яркае сонце асвищает окресность. Под маё акошко прилители прелестные птечки. НА галофке чорная шапачка. Спина, крылья и хвост жёлтые. Это сенички. Их много жевёт в нашей месности. Адна из них радасно свиснула. Анп уведили на ниточьке пад акном фкусное сала.
Слайд 20
Этимологические экскурсы
История слов
пор..х
д..вить
д..влеть
пл..мянник
Слайд 21
Толкование языковых терминов
Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?
ПОЧЕМУ
Слайд 22
Ситуация «удивления»
Прибор создан для наведения праздничных причёсок жителям планеты Уран.
Слайд 23
Опора на языковой текст
1.УЧЕНИК
От начального восприятия
текста (определение своих
чувств, ощущений,
отношения)
2.УЧЕНИК + ТЕКСТ 3. ТЕКСТ
к попытке понять: почему поиск в тексте того, что
я испытываю именно это? могло обусловить
особенности
восприятия.
4. ОБОБЩЕНИЕ
какие закономерности авторской
речи служат для усиления
художественного воздействия
на читателя?
Слайд 24
Опора на языковой текст
ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
ВСЁ КРУГОМ Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Слайд 25
С какими орфограммами корня вы уже знакомы?
Какие орфограммы корня мы можем проверить?
Какие орфограммы не можем проверить?
Как поступаем с этими словами?
Ребята, а как вы думаете, все ли орфограммы корня вы уже знаете?
Прочитайте слова: лесник, дрозд, лестница, вода, моряк, дуб, лук.
Распределите все слова на группы по орфограммам, докажите по какому принципу их разделили?
Слайд 26
Слова с какой орфограммой записали в I столбик?
Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова.
Слова с какой орфограммой записали во II столбик?
Как проверить написание слов с парной согласной?
Прочитайте слова, подберите к ним устно проверочные слова.
Что вас удивило?
Какое слово вызвало у вас затруднение?
Почему вы не смогли выполнить задание?
Прочитайте это слово вслух.
Почему возникло затруднение?
Произнесите слово. Что интересного заметили?
Какой возникает вопрос?
Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
И чему же вы должны будете сегодня научиться?
Сформулируйте задачи нашего урока
Лесник, дрозд, лестница, вода, моряк, дуб, лук.
Слайд 27
Грустный, грусть. Солнышко, солнце. Здравие, здравствуй. Наездник, езда.
Сколько здесь групп однокоренных слов?
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Произнесите слова и пронаблюдайте, во всех ли словах согласные звуки произносятся?
Назовите слова с непроизносимыми согласными.
Какой вопрос возникает?
Слайд 28
Грустный грусть нездник езда солнце солнышко здравствуй здравие
Как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся?
Подчеркните непроизносимые согласные
Где стоит непроизносимый согласный?
А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится.
Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.
Слайд 29
Назовите буквы непроизносимых согласных.
Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим?
Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему?
Является ли эта орфограмма корня проверяемая?
Может кто-то уже готов предложить способ проверки?
Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике?
Слайд 30
Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными?
Почему?
Как пишем корни в однокоренных словах?
Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
Какие однокоренные слова могут быть проверочными?
Как же пользоваться таким правилом?
Слайд 31
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Слайд 32
Уровни мотивации обучения (%):
Слайд 33
Развитие внимания (%):
Слайд 34
Развитие памяти(%):
Слайд 35
Результаты диагностики творческого воображения учащихся(%):
Слайд 36
Мастер-класс
«Создание проблемных ситуаций на уроке как один из способов развития творческого мышления».
Млынарчук Галина Владимировна,
учитель начальных классов,
Замараева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОАУ СОШ №17, г. Белогорск
Слайд 42
90 9 8 70 10 60
64:8 70 – ж
15* 6 9 – Р
45: 5 8- У
7 * 10 90- д
30 : 3 60- а
12 * 5 10- б
Слайд 43
90 9 8 70 10 60
д р у ж б а
Слайд 44
Сколько почетных граждан в
нашем городе?
21
Сколько известных в России
людей родились в нашем городе?
9
Слайд 54
75:5=16
(50+25):5=10+5=15
Проверка:
15 х 5=75
75=75
Слайд 55
Тема урока: «Проверка деления» стр 17, 2ч, Моро М.И.
Слайд 56
Мастер-класс
Практическая работа.
Слайд 57
«Математическая поэзия» Тип – неожиданность. Прием- удивление.
Веселые стихи:
3 16 42
42 16
36 08 3
20 20 20!
7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
Грустные стихи:
511 16
5 20 337
712 19
2,000,047
Слайд 58
Продолжи ряд
2, 4, 6, 8, …
7, 14, 21, …
8, 16, 24, …
Составь самостоятельно свой ряд.
Найди закономерность и продолжи
90, 70, 80, 60, 70, 50, 60, 40, 50...
20, 50, 30, 60, 40, 70, 50,80, 60...
Слайд 59
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой
Слайд 60
Уровень мотивации учебной деятельности
Слайд 61
Уровень качества знаний по предметам
Уровень качества знаний по предметам
Слайд 62
Выводы:
1. Возрастает интерес к изучению предмета.
2. Улучшается успеваемость по предмету.
3. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
4. Дети с удовольствием участвуют в олимпиадах, конкурсах, написании проектов.
Слайд 63
Участие в турнирах
Слайд 64
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Слайд 67
Мастер-класс
«Создание проблемных ситуаций на уроке как один из способов развития творческого мышления».
Млынарчук Галина Владимировна,
учитель начальных классов,
Замараева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОАУ СОШ №17, г. Белогорск