Презентация - Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)

Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)Урок русского языка в 11 классе «Как сформулировать проблему исходного текста?» (готовимся к ЕГЭ)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ Как сформулировать проблему исходного текста?
Урок русского языка в 11 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Быкова О.А.

Слайд 2

Ключи
А 19-ССП А 1-2,3,7, 8,9,11,13,14,15,17 А3-4,5,6,8,9,10 В7-4 В8-1г, 2а, 3в,4б А29-рассуждение, публицистический А11-2

Слайд 3

Текст
Являются ли текстом данные предложения? 1. Эти слова произнес Гесиод еще в 7 веке до нашей эры. 2.Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. 3. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось. 4. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

Слайд 4

Текст
1.Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. 2. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». 3. Эти слова произнес Гесиод еще в 7 веке до нашей эры. 4. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

Слайд 5

Что такое проблема и как над ней работать?
Что такое проблема? Проблема - это вопрос, требующий ответа, решения Какая бывает проблема? - философская - социальная - морально-этическая - нравственная - культурная - межнациональная - общественно-политическая Что такое проблематика текста? Проблематика - это все проблемы текста Какие способы формулировки проблемы вам известны? Формулировка в виде утверждения Формулировка в форме вопросов

Слайд 6

Что такое проблема и как над ней работать?
С существительными в каком падеже сочетается слово «проблема»? С существительными в родительном падеже Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов? Войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования С какими глаголами сочетается слово «проблема»? Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему Коснуться какой-либо проблемы Уделить внимание какой-либо проблеме Над какой-либо проблемой думать, работать Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

Слайд 7

Читаем текст, выявляем проблему (текст 1)
(I) Когда пью чай, ко мне входит моя Лиза, <...> уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой... (4) Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит: - (5) Здравствуй, папочка. Ты здоров? (6) В детстве она очень любила мороженое... (7) Мороженое для нее было мерилом всего прекрасного. (8) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: «Ты, папа, сливочный». (9) Один пальчик назывался у нее фисташковым, другой сливочным и т.д. (10) Обыкновенно, когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал ее к себе на колени и, целуя ей пальчики, приговаривал: - Сливочный... фисташковый... лимонный... (11) И теперь, по старой памяти, я целую пальцы Лизы и бормочу: «Фисташковый... сливочный...», но выходит у меня совсем не то. (12) Я холоден, как мороженое, и мне стыдно. (13) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела. (14) С тех пор я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего-то она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, сережки, платья... (15) Заложи все это, тебе нужны деньги...»? (16) Отчего она, видя, как я и мать стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой? (17) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня бог, - мне не это нужно. (18) Кстати, вспоминаю и про своего сына, кадрового офицера. (19) Это умный, честный и трезвый человек. (20) Но мало этого. (21) Я думаю, если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники. (22) Подобные мысли о детях отравляют меня... (24) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей и ждать, что они станут героями, может только узкий и озлобленный человек.

Слайд 8

С чего начать?
1. О чем текст? (Узнаешь тему) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Увидишь проблемы) 3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Увидишь основную проблему) 4. Зачем автор написал текст? (Определишь цель) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Увидишь уместность их и особенности авторского стиля) 7. Как сам автор отвечает на поставленный им вопрос? (Увидишь авторскую позицию)

Слайд 9

Клише для формулировки проблемы
Автор текста (ФИО) ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) проблему…(чего?) …касается проблемы…(чего?) …уделяет внимание проблеме...(чего?) Автор текста думает, размышляет над проблемой (чего?) Проблема (чего?) возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения… Автор затрагивает проблему...(чего?) Много места уделено в тексте проблеме...(чего?) Выбранная для разговора с читателем проблема …(чего?), на мой взгляд, очень злободневна Автор (ФИО) привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...(чего?)

Слайд 10

Шаблон для написания сочинения-рассуждения
1.Формулировка проблемы. Задать один-два вопроса, отражающих содержание текста. Эти вопросы ставит перед читателем (ФИО автора) в статье (во фрагменте рассказа), поднимая проблему (чего?)____ (патриотизма, взаимоотношений человека и природы, отцов и детей, душевного оскудения, материнской любви, одиночества, старости, цели и смысла жизни, чтения, поведения человека в коллективе; этики, хороших манер, эгоизма и душевной скупости, ответственности каждого за свои поступки, умения ценить красоту, состояния окружающей среды, бережного отношения к людям. 2.Комментарий проблемы. Актуальность (философской, социальной, политической, экологической, нравственной) проблемы, затронутой автором, не вызывает сомнений. (ФИО автора) раскрывает ее на примере (на истории…)…Вопрос, поднятый автором текста, волнует многих, и это подтверждается тем, как автор их раскрывает. Писатель эмоционально (взволнованно, несколько отстраненно) говорит о том, что происходит…. , сознательно используя (выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.) (___цитата)__). 3.Позиция автора. Автор убедительно доказывает, что_______________Чтобы донести свою мысль до читателя (доказать свою точку зрения, убедить в своей правоте и т.д.), автор приводит примеры (рассказывает о конкретном случае, вспоминает…) (__цитата____). Самым ярким в рассказе является (пример)_____. (ФИО автора) пытается донести до читателя мысль о том, что _____________. 4.Мое мнение (согласен - не согласен). Разделяю ли я точку зрения автора на проблему ______? Да, конечно, ведь невозможно не согласиться с мнением автора о том, что ______…. Почему? Попробую это доказать. 5. Первый аргумент. В доказательство своей точки зрения приведу следующие аргументы (не менее двух). Во-первых, очень часто встречается в жизни….______(аргумент на жизненном опыте) 6. Второй аргумент. Во-вторых, злободневность проблемы, затронутой автором, доказывает и то, что многие писатели в своих произведениях обращались к ней. Так, (ФИО писателя) в своем произведении (название произведения) говорит о проблеме____. (Пример привести из таблицы аргументов). 7. Вывод. К сожалению, в повседневной жизни нам часто (редко) приходится задумываться над такой проблемой, как …. Ценность предложенной статьи ( текста) в том, что она восполняет это пробел и напоминает нам о необходимости задуматься над этим вопросом.

Слайд 11

Пример формулировки проблемы текста
Текст 1 Почему дети зачастую так эгоистично относятся к своим родителям? Чем можно измерить глубину и силу родительской любви? Автор текста привлекает внимание читателя к очень важной морально-этической проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Слайд 12

Что такое аргумент?
Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать

Слайд 13

Аргументация собственной позиции.
Цель- убедить в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Схема рассуждения Тезис-аргументация-вывод Тезис-главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы-доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Слайд 14

Аргументы «за» должны быть: 1) Правдивыми, опираться на авторитетные источники; 2) Доступными, простыми, понятными; 3) Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Слайд 15

Аргументы «против»:
1) Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна; 2) Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему..»

Слайд 16

Аргументы к сочинению Проблема отцов и детей
В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» дочь Самсона Вырина Дуня убегает с гусаром, бросив отца страдать от страха за ее судьбу. Отец умирает в одиночестве, так и не узнав, что его дочь жива и счастлива. А Дуня, решив просить у отца прощения, приезжает на его могилу, так и не успев сказать ему последнего слова любви. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, демонстрируя своим старым родителям снисходительность и безразличие, только перед лицом собственной смерти понимает, что самое дорогое, что есть в жизни человека – это любовь родных и близких.

Слайд 17

Типичные ошибки:
1)Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация; 2)Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говориться…», «автор этого текста пишет…» и т.п.; 3)Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию; 4)Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные; 5) Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый; 6)Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

Слайд 18

Повторим?
Что такое проблематика текста? Как определить в тексте основную проблему? Какие способы формулировки проблемы вы знаете?

Слайд 19

Домашнее задание
Сформулировать авторскую позицию Подобрать два аргумента