Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Психологическая профилактика профессионального выгорания педагога
Слайд 2
Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками.
Слайд 3
теоретические подходы к объяснению выгорания :
индивидуально-психологический подход: в нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;
Слайд 4
теоретические подходы к объяснению выгорания :
социально-психологический: причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающаяся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми;
Слайд 5
теоретические подходы к объяснению выгорания :
организационно-психологический: причина синдрома связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре — недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью руководства и отдельного работника и т. д.
Слайд 6
Интегративная модель синдрома выгорания (Т. Кокс А. Гриффитс)
сильная мотивация
неблагоприятная рабочая обстановка
использование человеком неадекватных копинговых стратегий.
Слайд 7
Сильная мотивация.
Кокс и Гриффитс отмечают, что в большинстве подходов к объяснению синдрома выгорания обращается внимание на решающую роль первоначально сильной мотивации, далеко идущих планов, ожиданий, стремлений, а также идеализма и включенности в работу.
Слайд 8
Неблагоприятная рабочая обстановка
Происходит столкновение идеалистических установок и высокой мотивации с реальными условиями профессиональной среды. В связи с тем что эти профессии привлекают так называемый «чувствующий тип» людей, которые хотят «всех вылечить, всем помочь», а реальные условия работы очень тяжелы и насыщены стрессом, это неизбежно приводит к выгоранию.
Слайд 9
Неадекватные способы борьбы (копинговые стратегии).
Выгорание, как правило, возникает при использовании человеком неадекватных способов борьбы со стрессом и проявляется на индивидном (проблемы со здоровьем, депрессия, низкая самооценка) и организационном (плохое исполнение обязанностей) уровнях.
Слайд 10
Причины напряженности педагога
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;
Загруженность рабочего дня;
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
Чувствительность к имеющимся трудностям;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;
Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности;
Владение современными методиками и технологиями обучения.
Слайд 11
Диагностика уровня эмоционального выгорания
Снижается ли эффективность Вашей работы?
Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
Потеряли Вы интерес к работе?
Усилился ли Ваш стресс на работе?
Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
У вас часто болит голова?
У вас часто болит живот?
Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму?
У вас проблемы со сном?
Ваше дыхание стало прерывистым?
Слайд 12
11. У Вас часто меняется настроение?
12. Вы легко злитесь?
13. Вы легко подвергаетесь фрустрации?
14. Вы стали более подозрительным, чем обычно?
15. Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?
16. Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)?
17. Вы стали менее гибким?
18. Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
19. Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?
20. Вы частично утратили чувство юмора?
Слайд 13
Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания.
10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания
15 и более – наличие синдрома
Слайд 14
Профессиональное выгорание –
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 15
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Слайд 18
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Слайд 19
Стадии профессионального выгорания
Вторая стадия:
Возникают недоразумения с коллегами;
Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.
Слайд 20
Стадии профессионального выгорания
Третья стадия:
Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему;
Безразличие ко всему.
Слайд 21
Симптомы профессионального выгорания
Слайд 22
Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Слайд 23
Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 24
Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 25
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция –защитная);
Проведение открытых мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Слайд 26
Причины возникновения СЭВ
это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.
Слайд 27
Причины возникновения СЭВ
высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
несоответствие результатов затраченным силам;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
Слайд 29
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
получение удовольствий;
умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
стремление бороться со своими негативными убеждениями;
создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
3. Повышение уровня профессионального мастерства.
Слайд 30
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 31
Как избежать встречи с синдромом профессионального сгорания
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними,
Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Слайд 32
Саморегуляция психического состояния
Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 33
Профилактика профессионального выгорания
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Слайд 34
Советы:
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Следите за фигурой.
Маленькие радости в Ваших руках.
Не забывайте, что Вы красивы!!!
Слайд 35
Список литературы
Смирнов Н.К.. Здоровьесбрегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – Аркти. М., 2005
Митина Л.М. Психология развития и здоровье педагога. «Про-пресс». Библиотечка журнала «Вестник образования». №7/2005
Смирнов Н.К. Здоровьесбрегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М., 2003
Слайд 36
Спасибо за внимание !