Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Квадратные уравнения: методы решения.
Выполнила учитель математики
высшей категории
МОБУ«Солнечная СОШ» Зайцева С.Л.
2013 г.
Слайд 2
«Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». С. Коваль.
Слайд 3
ПЛАН УРОКА
1. Теоретическая разминка.
2. Энциклопедия квадратных уравнений.
3. Думающий колпак.
4. Историческая справка.
5. Копилка ценных мыслей.
6. Домашнее задание.
Слайд 4
Сформулируйте определение квадратного уравнения.
2. Объясните, в чём заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения (а ≠ 0).
3. Перечислите виды квадратных уравнений.
4. Какое квадратное уравнение называется неполным? Приведите пример.
5. Какое квадратное уравнение называется приведённым? Приведите пример.
6. Способы решения полного квадратного уравнения?
Вопросы
теоретической разминки:
подробнее
подробнее
Слайд 5
Специальные методы:
1. Метод выделения квадрата двучлена.
2. Метод «переброски» старшего коэффициента.
3. На основании теорем.
Слайд 6
ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК
Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают, массируя, раковины ушей.
УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
• Держите голову прямо, чтобы подбородку было удобно. • Упражнение повторяют трижды или более раз.
Слайд 7
№
уравнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слог
Слайд 8
.
Впервые ввёл термин «квадратное уравнение» немецкий философ
- знаменитый немецкий философ, родился в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию.
Кристиан Вольф.
Кристиан Вольф -
Слайд 9
– английский математик, который ввёл термин «дискриминант».
Сильвестр Джеймс Джозеф
Слайд 10
В 13 – 16 веках даются отдельные методы решения различных видов квадратных уравнений. Слияние этих методов произвел в 1544 году немецкий математик –
Это было настоящее событие в математике.
Михаэль Штифель.
Слайд 11
Домашнее задание
Решите уравнение 3х2 + 5х + 2 = 0:
используя формулу дискриминанта – «3»,
двумя способами – «4»,
тремя способами – «5».
Дополнительно.
Решите уравнение (х2-х)2 - 14(х2-х) + 24 = 0 методом введения новой переменной.
Слайд 12
Энциклопедия квадратного уравнения
подробнее
Слайд 13
РЕШЕНИЕ
НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
в=0
ах2+с=0
с=0
ах2+вх=0
в,с=0
ах2=0
подробнее
подробнее
подробнее
Слайд 14
Алгоритм решения
1.Переносим с в правую часть уравнения.
ах2 = -с.
2.Делим обе части уравнения на а≠0.
х2= .
3.Если >0 - два решения:
х1 = и х2 = -
Если <0 - нет решений.
в=0
ах2+с=0
Слайд 15
Выносим x за скобки:
х (ах + в) = 0.
2. «Разбиваем» уравнение
на два:
x = 0, ах + в = 0.
3. Два решения:
х = 0 и х = (а≠0).
Алгоритм решения
с=0
ах2+вх=0
Слайд 16
1. Делим обе части уравнения на а≠0.
х2 = 0
2. Одно решение: х = 0.
Алгоритм решения
Подведём итог!
в,с=0
ах2=0
Слайд 17
Если < 0, то корней нет.
Если > 0, то
Неполные квадратные уравнения:
Слайд 18
D < 0
D = 0
D > 0
Корней нет
Слайд 19
b = 2k (чётное число)
Слайд 20
Теорема Виета
x1 и х2 – корни уравнения
x1 и х2 – корни уравнения
Слайд 21
Суть метода: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.
Пример: х2 - 6х + 5 = 0.
Метод выделения квадрата двучлена.
подробнее
Слайд 22
Корни квадратных уравнений
и
связаны соотношениями
и
Пример:
Метод «переброски» старшего коэффициента.
подробнее
2х2 - 9х – 5 = 0.
Слайд 23
На основании теорем:
Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а
второй по теореме Виета равен
Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен (-1),
а второй по теореме Виета равен
Примеры:
подробнее
200х2 + 210х + 10 = 0.
Слайд 24
Метод выделения квадрата двучлена.
(a + b)2 = a2 + 2ab + b2,
(a - b)2 = a2 - 2ab + b2.
Решим уравнение х2 - 6х + 5 = 0.
х2 - 6х + 5 = 0.
(х -3)2 – 4 = 0.
(х -3)2 = 4.
х – 3 = 2; х – 3 = -2.
х = 5, х =1.
Ответ: 5; 1.
Слайд 25
Метод “переброски” старшего коэффициента
ax2 + bx + c = 0 и y2+ by + ac = 0
связаны соотношениями:
Решите уравнение 2х2 - 9х – 5 = 0.
у2 - 9у - 10 = 0.
D>0, по теореме, обратной теореме Виета, получаем корни: -1; 10,
далее возвращаемся к корням исходного уравнения: - 0,5; 5.
Ответ: 5; -0,5.
Слайд 26
Теорема 1. Если в квадратном уравнении a + b + c = 0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
Решите уравнение 137х2 + 20х – 157 = 0.
137х2 + 20х – 157 = 0.
a = 137, b = 20, c = -157.
a + b+ c = 137 + 20 – 157 =0.
x1 = 1,
Ответ: 1; .
.
Слайд 27
Теорема 2. Если в квадратном уравнении a + c = b, то один из корней равен (-1), а второй по теореме Виета равен
Решите уравнение 200х2 + 210х + 10 = 0.
200х2 + 210х + 10 = 0.
a = 200, b = 210, c = 10.
a + c = 200 + 10 = 210 = b.
х1 = -1, х2 = -
Ответ: -1; -0,05
Слайд 28
Метод разложения на множители.
Решите уравнение 4х2 + 5х + 1 = 0.
4х2 + 5х + 1 = 0.
4х2 + 4х + х + 1 = 0.
4х(х+1) + (х+1) = 0.
4х(х + 1) = 0.
Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю.
4х = 0, х + 1 = 0.
х = 0, х = -1.
Ответ: 0; -1.
Слайд 29
№ уравнения № метода
1 100x2 + 53x – 153 = 0
2 20x2 - 6x = 0
3 299x2 + 300x + 1 = 0
4 3x2 - 5x + 4 = 0
5 7x2 + 8x + 2 = 0
6 35x2 – 8 = 0
7 4x2 – 4x + 3 = 0
8 (x – 8)2 – (3x + 1)2 = 0
9 4(x – 1)2 + 0,5(x – 1) – 1 = 0
10 12x2 = 0
3. в=0
ах2+с=0
2. с=0
ах2+вх=0
1. в,с=0
ах2=0
4. b - нечётное
ах2+bx+с=0
5. b - чётное
ах2+bx+с=0
6. Теорема Виета.
7. Метод выделения квадрата двучлена.
8. Метод «переброски» старшего коэффициента.
9. Т1 или Т2.
10. Метод разложения на множители.
11. Метод введения новой переменной.
Слайд 30
№ метода шифр
1 !
2 те
3 но
4 тик
5 нем
6 ке
7 до
8 го
9 ма
10 по
11 эт
12 ру
13 -
Слайд 31
№
уравнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слог ма те ма тик нем но го по эт !
№
уравнения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слог
Математик немного поэт. Т. Вейерштрасс