Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Автор-составитель: Лариса Федоровна Шелковникова, к. филос.н., доцент кафедры языков и литературы
Интеграция образовательных результатов в работе с текстом на уроках литературы
Слайд 2
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Слайд 3
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, ценностям народов России и народов мира, готовности к диалогу;
5) освоение социальных норм, правил поведения,, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
Слайд 4
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общснии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 5
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 6
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Слайд 7
Метапредметные результаты должны отражать:
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Слайд 8
Метапредметные результаты должны отражать:
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Слайд 9
Метапредметные результаты должны отражать:
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 10
Метапредметные результаты и УУД
УУД – универсальные учебные действия;
Метапредметные результаты проявляются в УУД;
УУД можно соотнести с общеучебными компетенциями;
УУД являются способом достижения личностных и предметных образовательных результатов.
Слайд 11
Иерархия образовательных результатов и УУД
Слайд 12
Регулятивные УУД
Целеполагание (умение ставить, определять, формулировать цели своей деятельности на уроке);
Планирование (умение составлять план, алгоритм своей деятельности на уроке);
Прогнозирование (предполагать результаты своей деятельности на уроке);
Контроль (самоконтроль результатов);
Оценка (самооценка, взаимооценка);
Коррекция (умение исправить, перестроить УД);
Саморегуляция (умение регулировать свои интеллектуальные усилия и эмоциональные проявления адекватно ситуации).
Слайд 13
Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, культуру диалога, участие в коллективном решении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций и способов взаимодействия.
Постановка вопросов, проблем.
Решение конфликтов.
Управление партнером, коррекция, оценка.
Умение правильно и точно выражать свои мысли.
Владение монологической и диалогической формами речи.
Слайд 14
Познавательные УУД
Слайд 15
Предметные результаты
Предметные результаты устанавливаются на интегрированном, базовом и профильном уровнях.
Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий, совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
Слайд 16
Предметные результаты
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.
Слайд 17
Предметные результаты
Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Слайд 18
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Слайд 19
ФГОС ООО 2010 г. Предметные результаты: русский язык
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с людьми;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
Слайд 20
ФГОС ООО 2010 г. Предметные результаты: русский язык
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
Слайд 21
ФГОС ООО 2010 г. Предметные результаты: русский язык
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Слайд 22
Предметные результаты: литература
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
Слайд 23
Предметные результаты: литература
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Слайд 24
Предметные результаты: литература
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном про изведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Слайд 25
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: личностные результаты
Сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Слайд 26
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: метапредметные результаты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Умение ориентироваться в различных источниках информации
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Слайд 27
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: предметные результаты – базовый уровень
Владение умением анализировать текст (эстетический и смысловой анализ текста);
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы;
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя;
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним
Слайд 28
Познавательные УУД. Работа с текстом
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Слайд 29
Познавательные УУД. Работа с текстом
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Слайд 30
Познавательные УУД. Работа с текстом
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 31
Сочинение как форма интеграции всех типов УУД
1) Познавательные:
- выявление проблемы;
- выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;
- умение проводить анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;
- умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;
- выведение следствий.
Слайд 32
Сочинение как форма интеграции образовательных результатов
Слайд 33
Сочинение как форма интеграции всех типов УУД
2) Коммуникативные:
- владение монологической письменной речью;
- умение отвечать на поставленные вопросы;
- умение полно и ясно выражать свои мысли.
3) Регулятивные:
- составление алгоритма работы;
- умение удерживать собственную мысль;
- умение корректировать написанное;
- контроль правильности выполнения задания.
Слайд 34
Сочинение как форма интеграции всех типов УУД
4) Личностные:
- умение выражать свое отношение к поставленной проблеме;
- понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
- умение понимать нравственные идеи текста.
Слайд 35
Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы…
- во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;
- во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;
умение формулировать тезис и доказывать его;
умение точно выражать свое мнение и быть понятым;
использование языковых средств в соответствии с целями общения;
- работа над сочинением формирует навык умного словесного общения.
Слайд 36
Изложение: УУД
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Слайд 37
Изложение. УУД
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Слайд 38
Работа с текстом
1 этап. Смысловое чтение: понимание темы (о чем?), основной идеи (что об этом?), средств выражения основной идеи (как? С помощью чего? Каких средств выразительности).
2 этап. Анализ текста с учетом целевых установок и специфики предмета (литературоведческий, лингвистический, информационно-ознакомительный, для выполнения какого вида работы и т.д.).
3 этап. Пересказ. Изложение. Сочинение.
Слайд 39
Практикум по работе с текстом
Определить тип работы с текстом, адекватный содержанию, жанру и стилю.
Оформить пакет заданий для работы с текстом.
Представить примерный вариант выполнения задания.
Виды заданий: моделирование текста (привести в логическое и смысловое соответствие, развернуть текст за счет средств выразительности языка, перевести текст из формата схемы в линейную структуру, перевести текст из линейной структуры в схему, написать /подготовить сочинение).
Слайд 40
Рациональный конспект
Конспектирование – УУД по моделированию, перекодированию текста, перевода его из одной знаковой системы в другую.
Составление конспекта предполагает:
Умение вычленять главную, наиболее значимую для решения поставленной задачи информацию;
Умение выделять ключевые слова;
Умение свернуть (сжать) и развернуть информацию;
Сокращает текст до 30%
Слайд 41
Способы конспектирования
Линейный способ предполагает простое сжатие, свертывание информации за счет отсечения избыточной, использование различных способов сокращения слов (например, слово «революционный» можно сократить по-разному:
рев., если оно употребляется в сочетании с главным словом, определяющим грамматические признаки;
рев-ый, если грамматическую форму можно определить только данным словом);
Энциклопедический: ключевое слово обозначается одной заглавной буквой.
Слайд 42
Конспект – «простая схема»
Способ «простая схема» предполагает более кардинальное преобразование текста, в котором используются знаки из смежных дисциплин (векторы, математические знаки, рамки и т.п.), внимание акцентируется на логических связях.
Данный способ позволяет сократить текст на 75% и представить все структурные взаимосвязи текста, причинно-следственные отношения, логические цепочки.
Слайд 43
Конспект – «простая схема»
Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи. Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки): Имя существительное, Глагол, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Наречие, Причастие, Деепричастие, Слова - категории состояния, Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними): Предлог, Частицы, Союзы, Междометия, звукоподражательные слова.
120 слов
Слайд 44
Конспект – «простая схема» Части речи в русском языке (20 слов): сокращение в 6 раз, более 80%
Слайд 45
Конспект
Лев - представитель семейства кошачьих, хищник. Этот зверь достаточно большой. По своей величине он занимает второе место после тигра. А его вес может достигать 200-250 кг. Чаще всего он встречается в Африке. Самцы имеют большую роскошную гриву. Окрас льва жёлто-серый, часто с различными оттенками. Шерсть короткая, а хвост заканчивается кисточкой. Львы живут в семейных группах и охотятся на копытных. Эти животные живут в среднем 10-15 лет, а в неволе могу жить и значительно дольше. К сожалению, численность львов снижается. Чаще всего причиной становится человек.
(108 слов, приблизительно 500 знаков)
Слайд 46
Конспект –линейно-последовательный
Лев - предст-ль сем-тва кошачьих, хищник. Он дост. большой, занимает 2 место после тигра. Вес м. б. 200-250 кг. Чаще встр-ся в Африке. Самцы – больш. роскошная грива. Окрас - жёлт-серый, с разл. оттенками. Шерсть короткая, а хвост заканч-ся кисточкой. Л. живут в сем. группах и охот-ся на копытных. Живут в ср. 10-15 лет, в неволе м. ж. и знач. дольше. Числ-ть львов сниж-ся. Чаще всего прич. Стан-ся человек. (54 словп,приблизительно 350 знаков, сокращение в 2 раза)
Слайд 47
Конспект – таблица (33 слова, сокращение в 3 раза)
Слайд 48
Литература
Литература
Н.Э. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. Введение в философию образования. – Москва, «Логос», 2003;
Инновационное движение в российском школьном образовании/ Под редакцией Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского. – М.: Парсифаль, 1997.
Дьюи Дж. Демократия и образование. М., Педагогика-пресс, 2000.
Фейдимен Дж, Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996.
Слайд 49
Литература
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990.
Е.Н. Агальцова, Л.Н. Мосолова, Л.Н. Мосолова, К.Е.Ям . Модернизация гуманитарного образования. – М., 2003.
Гегель Г.-Ф. Философская пропедевтика//Гегель Г.-Ф. Работы разных лет. Т. 2. – С. 62-63.
Соловьев В.С. Философские начала цельного знания// Собрание сочинений В.С. Соловьева. Т. 1. – СПб., 1873-1877. – С. 250 – 406.
Слайд 50
Литература
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 22-23.
Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. – М., 1974 – 126 с.
Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О.. Избранное. – М., 1991. – С. 372.
Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения. В 2тт. Т. 2. – М., 1993. – С. 46.
Инновационное движение в российском школьном образовании / Под редакцией Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского, М., Парсифаль, 1997.
Слайд 51
Литература
Дьюи Дж. Демократия и образование. М., Педагогика-пресс, 2000.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996.
Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 1996.
А.И. Шемшурина. Основы этической культуры. Книга для учителя. – Гуманитарное издательский центр Владос. – М., 2007.
Л.В. Ладатко. Этика и культура управления. Среднее профессиональное образование. – М., - 2006.
Слайд 52
Интернет-адреса
Список адресов INTERNET-сайтов
Сайт Президента Российской Федерации HTTP://president.kremlin.ru
Сайт правительства Российской Федерации HTTP://WWW.govmment.ru
Сайт Государственной Думы HTTP://WWW.duma.gow.ru
Сайт по Приоритетным Национальным проектам в РФ
WWW.rost. ru
Компьютерная презентация «Концепция обществознания» на сайте WWW.histori.standart.edu.ru.
Интернет-словарь. Википедия – WWW.mtswikipedia.ru
Ru.wikipedia.org/wiki/Этика.