Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции
Презентация
учителя математики
ГБОУ СОШ № 458
ГРИГОРЕНКО С. В.
9 класс
Слайд 2
Генеральная совокупность и выборка
В реальной жизни схожие элементы некоторой совокупности сравнивают по различным признакам
Например,
учащихся IX классов можно сравнивать по росту или размеру одежды, или успеваемости и т. д.
болты можно сравнивать по длине, весу, материалу и т. д.
Практически любой признак либо поддается непосредственному измерению, либо может получить условную числовую характеристику.
Таким образом, некоторый признак совокупности можно рассматривать как случайную величину, принимающую те или иные числовые значения.
Слайд 3
Генеральная совокупность и выборка
При изучении реальных явлений часто бывает невозможно обследовать все элементы совокупности
Например,
практически невозможно выявить размеры обуви у всех людей планеты
В подобных случаях вместо изучения всех элементов совокупности, которую называют генеральной совокупностью,
обследуют ее значительную часть, выбранную случайным образом. Эту часть называют выборкой
Слайд 4
Генеральная совокупность и выборка
Если в выборке присутствуют все значения случайной величины примерно в тех же пропорциях, что и в генеральной совокупности, то эту выборку называют репрезентативной
Например,
если менеджер швейной фабрики города хочет выяснить, в каком количестве нужно шить одежду тех или иных размеров, он должен составить репрезентативную выборку людей этого города. При этом объем ее может быть не очень большим.
В качестве такой выборки нельзя брать только детей детского сада или только рабочих одного завода.
Микромоделью города могут послужить, например, жильцы многоквартирного дома или нескольких домов, в которых проживают люди разных возрастов и разных комплекции
Слайд 5
Размах и центральные тенденции
Генеральные совокупности и выборки иногда приходится характеризовать одним числом. Это бывает необходимо, например, для быстрого сравнения двух или нескольких совокупностей по общему признаку.
Рассмотрим конкретный пример
Распределение случайной величины Х – числа прочитанных за каникулы книг десятью девочками по частотам М
Х 3 4 5 8 12
М 3 2 3 1 1
2) Распределение случайной величины У – числа прочитанных за каникулы книг девятью мальчиками того же класса
У 3 4 5 6 7
М 2 4 1 1 1
Слайд 6
Размах и центральные тенденции
Сравним интерес к чтению девочек и мальчиков этого класса
Для наглядности выпишем в виде упорядоченного ряда чисел – последовательности значений случайной величины в порядке их возрастания.
При этом каждое значение выпишем столько раз, какова его частота в совокупности.
3 3 3 4 4 5 5 5 8 12
Получим следующие ряды
3 3 4 4 4 4 5 6 7
Слайд 7
Размах и центральные тенденции
Для сравнения предложенных совокупностей могут быть использованы следующие характеристики
1) Размах (обозначение R) – разница между наибольшим и наименьшим значениями случайной величины
3 3 3 4 4 5 5 5 8 12
1. R1 = 12 – 3 = 9
3 3 4 4 4 4 5 6 7
2. R2 = 7 – 3 = 4
Слайд 8
Размах и центральные тенденции
2) Мода (обозначение Мо) – наиболее часто встречающееся значение случайной величины
3 3 3 4 4 5 5 5 8 12
В совокупности 1 Мо1 = 3 и Мо2 = 5
3 3 4 4 4 4 5 6 7
В совокупности 2 Мо = 4
Слайд 9
Размах и центральные тенденции
3) Медиана (обозначение Ме) – это так называемое серединное значение упорядоченного ряда значений случайной величины
3 3 3 4 4 5 5 5 8 12
В совокупности 1 (N = 10) – четное. Для него медиана равна среднему арифметическому двух центральных значений (пятого и шестого)
3 3 4 4 4 4 5 6 7
Ме = (4 + 5) : 2 = 4,5
В совокупности 2 (N = 9) – нечетное. Для него медиана равна значению центрального (пятого) члена ряда
Ме = 4
Слайд 10
Размах и центральные тенденции
4) Среднее значение (обозначение Х) – среднее арифметическое всех значений случайной величины
3 3 3 4 4 5 5 5 8 12
3 3 4 4 4 4 5 6 7
Хд = (3·3 + 4·2 + 5·3 + 8 + 12) : (3 + 2 + 3 + 1 +1) = 52 : 10 = 5,2
Хм = (3·2 + 4·4 + 5 + 6 + 7) : (2 + 4+ 1 + 1 +1) = 40 : 9 ≈ 4,4
Слайд 11
Задача
Найти размах, моду и медиану следующей совокупности значений случайной величины
-2 3 4 -3 0 1 3 -2 -1 2 -2 1
Записываем значения в виде упорядоченного ряда
-3 -2 -2 -2 -1 0 1 1 2 3 3 4
1. R = 4 – (-3) = 7
2. Me = (0 + 1) : 2 = 0,5
3. Мо = -2