Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Диагностические исследования обучающихся с ОВЗ
Слайд 2
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А.С. Макаренко
Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих,
слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка
невозможно в достаточной мере привить знания ?»
Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого,
кроме нечеловека».
Я. А. Каменский
Слайд 3
Схема зачисления детей в МОУ «С(К)ОШИ № 52» г. Магнитогорска
Медицинские
учреждения
ДОУ
компенсирующие
Образовательные
учреждения
ПМПК
МОУ «С(К)ОШИ № 52»
г. Магнитогорска
Слайд 4
Составные части организации целостного
коррекционно – развивающего процесса
Физическое развитие: Медикаментозное наблюдение и лечение. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма. Вооружение специальными двигательными навыками и умениями. Развитие волевых качеств личности.
Познавательное развитие: Развитие внимания. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности. Развитие различных видов памяти. Формирование мыслительной деятельности. Ознакомление с окружающим. Формирование элементарных математических представлений. Развитие основных компонентов речевой деятельности. Обучение грамоте.
Социальное развитие: Формирование сотрудничества ребенка со взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт, влияющий на общее развитие, развитие нравственной или мотивационной сферы личности. Это стимулирует познавательный интерес и создает предпосылки для дальнейшего формирования делового профессионального общения, для повышения социальной адаптации личности.
Трудовое развитие: Воспитание потребности трудиться. Формирование профессионально-технических знаний, навыков, умений. Профессиональная ориентация учащихся. Экономическое воспитание.
Нравственно – гражданское развитие: Формирование нравственных понятий, убеждений. Формирование нравственных чувств и привычек. Форм политической культуры личности. Включение школьников в общественно-полезную деятельность. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов, формирование единства правового сознания и поведения.
Слайд 5
РОДИТЕЛИ
РЕБЕНОК
Директор
Зам. директора по УВР, по ВР
Педагог - психолог
Социальный педагог
Логопеды
Классный руководитель
Воспитатель
Педагогическое сопровождение
Слайд 7
.
Социальный
педагог
Психологи
Внутреннее взаимодействие
Педагог-
психолог
Директор
Зам.директора
по ВР
Классные
руководители
Педагоги-
предметники
Дополнительное
образование
Родители
Воспитатели
Зам.директора
по УВР
Слайд 8
Межведомственное взаимодействие
Слайд 9
Принципы диагностики:
Конфиденциальность
Научная обоснованность
Объективность
Эффективность
Последовательность
Слайд 10
Диагностические методики
(методы исследования)
Беседа
Наблюдение
Опросник
Тестирование
Анкетирование
Тесты
Интервью
Слайд 11
Диагностика «Краски» Цель: изучить отношение обучающихся к школе, к процессу обучения. Инструкция – обучающиеся получают цветные карандаши или фломастеры, листы бумаги, на которых нарисовано 10 кружков и прописаны слова. Задача обучающихся раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Красный – восторженное, работоспособное, творческое. Синий – грустное, печальное. Оранжевый – радостное. Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное. Фиолетовый – тревожное. Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.
Слайд 12
Братик Бабушка Папа
Мама
Дедушка
Прогулка (рисуночный тест)
Всей семьей вы совершаете прогулку пол лесу. С кем рядом ты будешь находиться? Обозначь это место.
Такого рода рисуночные тесты показывают, кто из членов семьи наиболее близок ребенку, с кем бы он хотел проводить(проводит) больше времени.
Слайд 13
Социометрия класса
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Оборудование: Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом: Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Опросный лист:
Анкета поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?.................................................................................
С кем бы ты пошел учиться в другой класс ?......................
Кому ты доверишь свою тайну?
Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Слайд 14
Тест символического «Я» Цель - изучить самооценку ребенка, видения своей позиции в группе людей, представление о своем месте в кругу других.
Задание 1. Нарисуй цепочку из восьми однозначных кружков:
Задание 2. Нарисуйте пять одинаковых кружков. Вспомните авторитетного человека и обозначьте его инициалом центральный кружок. Из оставшихся четырех выберите свой кружок и обозначьте.
Задание 3. Слева группа учащихся вашего класса. Справа два человека. Обозначь себя из этих двух – где ты?
Задание 4. На рисунке твой кружок обозначен другим цветом. Отметь в других кружках. Где твои - мама, папа, учитель.
Слайд 15
Сочинение -
размышление
Такая диагностика возможна там, где социальный педагог и родители – единомышленники.
Темы размышления могут быть самыми разнообразными:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...»,
«Мой дом - моя крепость?!»,
«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Слайд 16
Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) (61 вопрос)
Шкалы: принятие/отвержение ребенка, контроль, отношение к неудачам ребенка
Назначение теста
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Слайд 17
Анкета «Я и ценности моей жизни».
Фамилия, имя___________________________________________________________________
Выполни, пожалуйста, следующие задания:
Продолжи предложения:
Хорошая жизнь это - _____________________________________________________________________________
Счастливый человек – это тот, кто _____________________________________________________________________________
Больше всех я ценю в людях _____________________________________________________________________________
Цель моей жизни заключается в том, что _____________________________________________________________________________
Назови три своих заветных желания: Первое желание _____________________________________________________________________________
Второе желание _____________________________________________________________________________
Третье желание _____________________________________________________________________________
Ответь на вопрос, где ты можешь в наибольшей степени проявить себя и свои способности:
На уроке. В общественных делах. На занятиях кружка, клуба, секции. При проведении досуга. Нигде. Где-то. (допиши) _______________________________________
Как ты думаешь, тебя уважают и понимают: В классе, в кружке, секции, в компании друзей, нигде, где-то (допиши) _____________________________________________________________________________
Спасибо!
Слайд 18
Профориентационная диагностика (старшеклассники)
Цель: изучение склонностей старшеклассника
Оборудование: заранее заготовленный опросный лист.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
А) общаться с самыми разными людьми;
Б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;
В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
А) мастерство писателя или режиссера;
Б) сюжет, действия героев;
В) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
А) в области науки;
Б) за общественную деятельность;
В) в области искусства.
Слайд 19
Адаптация в новом коллективе
Целью методики является диагностика адаптации ученика в новом коллективе.
Оборудование: опросный лист
Анкета может включать в себя следующие вопросы:
Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу?
Какие предметы тебе изучать сложно?
В чем заключаются эти затруднения?
Чувствуешь ли усталость на уроках? Каких? (да, нет).
Какие кружки и секции посещаешь? ((хотел/а бы посещать)?
Слайд 20
Анкета «Вредные привычки»
Продолжите, пожалуйста, предложения: 1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 21
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Методика «Незаконченные предложения»
А) Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Проанализировав ответы, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Предложения для учащихся:
- Школа для меня - это...
- Класс, в котором я учусь - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне нравятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...
Предложения для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребенок, это...
- Класс, в котором учится мой ребенок, это...
- Одноклассники моего ребенка - это...
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения:
Для учащихся
- Я радуюсь, когда...
- Я огорчаюсь, когда...
- Я плачу, когда...
- Я злюсь, когда...
- Мне нравится, когда...
- Мне не нравится, когда...
- Я верю, когда... И другие.
Для родителей
- Я радуюсь, когда мой ребенок...
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
- Я плачу, когда мой ребенок...
- Я злюсь, когда ребенок...- Мне нравится, когда мой ребенок...
- Мне не нравится, когда мой ребенок...
- Я не верю, когда мой ребенок...
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок... И другие (2).
Слайд 22
При записи ребенка в школу предложить родителям анкету
со следующим содержанием:
I. Ф.И.О родителей.
1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Квартирные условия
5. Доход семьи
6. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?
1.Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
2. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
3. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
4. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
5. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Слайд 23
Таблица - определение самостоятельности ребенка.
Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью
со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с
таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности
быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживаю проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Ваш ребенок делает самостоятельно
Только по вашему требованию, с вашей
помощью и с вашего разрешения
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;
- помогает по дому и на даче и др.
Слайд 24
Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева)
Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. В верхней части листа поставьте вашу фамилию и число.
Первый круг: Моя семья до рождения проблемного ребенка
Второй круг: Моя семья после рождения проблемного ребенка
Третий круг: Моя семья в настоящее время.
Слайд 25
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у
АНКЕТЫ для родителей
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?
Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации
в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя ваш ребенок дома?
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Слайд 26
Благодарю за участие
в мероприятии !