Презентация - Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)


Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)Образ матери в музыке, поэзии, живописи (3 класс)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Тема работы: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи». Лысенко Елена Сергеевна Учитель музыки МОУ «Костровская СОШ» Москва 2018 г.

Слайд 2

Материалы к уроку музыки 3 класс «Образ матери в музыке, поэзии, живописи», раздел «О России петь – что стремиться в храм»
Данная разработка урока предназначена для 3 класса в 1 четверти (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.)

Слайд 3

Цель урока: сформировать представление об образе матери в, музыке, изобразительном искусстве и поэзии 1. Раскрыть образ Божьей Матери, Мадонны и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;  2. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери, Мадонны и образ матери.  3. Развивать внимание, память, умение сравнивать произведения, посвященные Мадонне и Богоматери 4. Воспитывать интерес к духовной музыке. 5. Изобразить свою маму используя музыкальные, художественные образы Богоматери и Мадонны

Слайд 4

Музыкальный материал: С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» П.Г.Чесноков «Богородице Дево, радуйся» Ф.Шуберт «Ave Maria» Дж.Каччини «Ave Maria» Художественный материал:

Слайд 5

Введение: В наш стремительный век, когда многие духовные ценности стираются, тема материнства должна быть обязательно рассказана детям. Наш мир – многоконфессиональный, это разнообразие регилий повлияло на то, что возникло множество разнообразных художественных произведений в музыке, живописи, поэзии на одну тему – Материнство. Это наше богатство, но нужно помочь не только прививать детям художественный вкус, но и научить их сопоставлять красоту разных картин (икон), с поэтическим слогом и с их музыкальным воплощением, а так же дать возможность детям пофантазировать и самим стать художниками и музыкантами, чтобы изобразить самого дорогого и любимого ими человека – МАМУ.

Слайд 6

Ход урока Сегодня у нас урок не обычный, все что мы сегодня увидим, услышим будет связана с самым любимым для всех человеком – с мамой.

Слайд 7

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.)

Слайд 8

Хор «Богородице, Дево, радуйся!»
С.В.Рахманинов - великий русский композитор. Большую часть своей жизни он прожил на чужбине, в эмиграции. Почти все его музыкальные произведения были написаны в России, уехав в другую страну он не смог найти там вдохновения о очень тосковал по родине. Его музыка пронизана шелестом русских берез, бескрайностью полей, перезвоном колоколов. Хор «Богородице Дево, радуйся» - из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение» –звучит оно без сопровождения (a capella), это является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви.

Слайд 9

Послушайте музыку и ,пожалуйста, ответьте на мои вопросы: К кому обращаются в этому музыкальном произведении? В каком характере написана эта молитва? Какого цвета музыкальное произведение? Кто исполняет молитву? Попробуем исполнить первую строчку? …(дети отвечают на все вопросы)

Слайд 10

Павел Григорьевич Чесноков (1877 - 1944)

Слайд 11

«Богородице Дево, радуйся»
П.Г.Чесноков наш земляк - родился близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения. П.Г. Чесноков был известным русским композитором, им написано около пятисот хоровых пьес - духовных сочинений. Одна из самых красивых – «Богородице Дево, радуйся»

Слайд 12

Что необычного в исполнении и что напоминает манерой исполнения? Какие чувства вы испытаете? (Дети отвечают)

Слайд 13

Франц Шуберт (1797 – 1828 г.г.)

Слайд 14

«Ave Maria»
Ф.Шуберт – знаменитый австрийский композитор, который сочинил множество замечательных романсов и песен, часто со сказочным сюжетом. Во время гастрольной поездки с концертами по Австрии он сочинил свое самое красивое произведение «Ave Maria»

Слайд 15

В каком характере звучит музыка? Какая здесь мелодия? Какого цвета музыкальное произведение? О ком она рассказывает? (Дети отвечают)

Слайд 16

Джулио Каччини (1551 – 1618 г.г.)

Слайд 17

«Аve Maria»
Д.Каччини – итальянский композитор, исполнитель, певец, поэт. Он был одним из основателей жанра оперы и один из самых влиятельных создателей нового стиля Барокко.

Слайд 18

А теперь посмотрим на художественное воплощение образа Богоматери, Мадонны

Слайд 19

Рафаэль Санти (1483-1520 г.г.) «Сикстинская мадонна»
Созданная великим итальянским художником XV века Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле. Что мы видим на этой картине? В центре, едва касаясь ногами облаков, прекрасная молодая женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Занавес на картине, а так же едва прорисованные человеческие лица делает ее схожим с театральным действием. Пропорции людей на картине правильные, изображения – реалистичны. Краски, которыми написана картина яркие, но мягкие - жизнеутверждающие Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые, возвышенные, нежные)

Слайд 20

-Аве, Мария - лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей - В тихом предстань сновидении ей! Аве, Мария - лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха. (А. Фет)
Она идет, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя. (Данте)

Слайд 21

Икона «Богоматерь Владимирская»
Есть предположение, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла Москву от гибели. В отличии от «Сикстинской мадонны» на иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление». Человеческие изображения - на иконе не пропорциональны, в особенности лицо – огромные глаза, которые заглядывают в душу и просят каждого, кто в них смотрит любить ее сына, не обижать. Если на картине «Сикстинская мадонна» окружают святые, ангелы, то здесь наше внимание приковывает только Богоматерь с младенцем Краски, которыми написана икона сдержанные, неяркие.

Слайд 22

В.Васнецов (1848-1926 г.г.) «Богоматерь с младенцем Христом»
«Богоматерь с младенцем на руках» - это фреска Владимирского собора в Киеве. Вдохновение на создание картины В.Васнецов почерпнул и в древних иконах и в работах итальянских мастеров – Микеланджело, Рафаэля. Здесь необычайное переплетение культур – бездонные глаза русских икон, темное одеяние Богоматери - приглушенные краски на золотом фоне, но пропорциональное изображение и композиция с картин итальянских художников. Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей В.Васнецов изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.

Слайд 23

- Не на троне – на Её руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор во взор, щекой припав к щеке… Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты (М. Волошин)
Страшная история России Вся прошла перед Твоим Лицом... Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых, Умилясь на нежный облик Твой, Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнялось светлою слезой! остается неизменным. Нет в мирах слепительнее чуда Откровенья вечной красоты! (М. Волошин)

Слайд 24

Как вы думаете, какая из прослушанной соответствует картине «Сикстинская мадонна», а какая иконе «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь с младенцем на руках»? (Ответы детей) Музыка русских композиторов С.В.Рахманинова и П.Г.Чесноков более камерная, ее приглушенность, углубленная содержательность соответствует русским иконам.(жанр Духовной музыки) Музыка немецкого композитора Ф.Шуберта и итальянского композитора Дж.Каччини более чувствительна, реалистична.(жанр Романса)

Слайд 25

У вас накопилось много интересной, познавательной информации, ведь мы сегодня не просто поговорили о Богоматери, Мадонны, но и об образе МАМЫ вообще. Я думаю, что песню про маму, которую мы с вами учили вы сегодня споете совсем по другому. Дети исполняют песню «Спасибо, мамы»(сл. и муз. Т.Музыкантовой) Вашим домашним заданием будет - нарисовать свою маму в образе уведенных сегодня картин и помня услышанную сегодня музыку и стихи.

Слайд 26

Портрет мам в исполнении учеников 4 «Б» класса

Слайд 27

Портрет мам в исполнении учеников 4 «Б» класса

Слайд 28

Используемая литература и музыкальные материалы: 1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое особие Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 2. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М .: Просвещение, 2008 https://yadi.sk/d/BxXCKD7P3EdC6t песня «Спасибо, мамы» https://yadi.sk/d/VEviBOsX3EdCGt Ф.Шуберт «Аве Мария» https://yadi.sk/d/w66ppF6n3EdCPU П.Г.Чесноков «Богородице Дево, радуйся» https://yadi.sk/d/FipL0eDD3EdCWk С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» https://yadi.sk/d/glY063s33EdCkW Дж.Каччини Аве Мария» https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/quot-dva-muzykalnyh-obrascheniya-k-bogorodice-quot-958298 открытый урок по теме "Два музыкальных обращения к Богородице» Абясова Наталия Владимировна http://5klass.net/mkhk-6-klass/Obrazy-i-simvoly-russkoj-ikony/022-Sravnenie-Feofana-i-Rubljova.html перезентация «Богоматерь Владимирская» http://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post378039198 История создания фрески В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»