Презентация - Глоссаторское и постглоссаторское общество

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Глоссаторское и постглоссаторское общество
Распечатать
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 16
  • Просмотров: 5346
  • Скачиваний: 2859
  • Размер: 5.11 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 1
Глоссаторское и постглоссаторское общество Выполнила: студентка группы ИЧПМАГ19-1В Федорова Карина

Слайд 2

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 2
Предпосылки возникновения Центрами возрождения применения римского права стали Южная Франция и Северная Италия – не только наиболее социально и культурно развитые области тогдашней Западной Европы, но и в большей степени сохранившие наследие римской культуры вообще. Во второй половине XI в. в Провансе были составлены для практических и учебных нужд так называемые «Извлечения Петра». Неизвестный Петр поставил в них своей задачей исследовать «сущность естественного и гражданского права» и на этой основе «ниспровергать несправедливость». По содержанию «Извлечения» представляли собой правила из первых 24 книг Юстиниановых Дигест .

Слайд 3

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 3
определение ГЛОССА ТОРЫ (позд не лат. glossator), шко ла юри стов 11–13 вв., воз ник шая в Бо лон ском университете. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. ПОСТГЛОССАТОРЫ (позднелат. postglossatores) — итальянская правовая школа, пришедшая с середины XIV века на смену глоссаторам. Постглоссаторы занимались толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общего мнения учёных (communis opinio doctorum).

Слайд 4

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 4
ГЛОССАТОРЫ Преподавание заключалось в чтении и комментировании источников. Комментирование переходило в толкования - глоссы (заметки на полях). После чтения текста учитель глоссировал его, то есть растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой. Глоссаторы составляли сборники казусов – действительных или придуманных случаев с разбором их В основу разработанной ими системы были положены так называемые основные места (locus), заключенные в различных фрагментах дигест, а вокруг этих основных мест группировались остальные тексты, имеющие к ним отношение. Непосредственная цель комментаторов состояла в том, чтобы обратить римское право в закон, исключительно действующий в судах. ПОСТГЛОССАТОРЫ Различия

Слайд 5

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 5
Представители Бартол (1314—1357 гг.) Бальд (1327—1400 гг.) Аржантрэ (1519— 1590 гг.) Дюмулен (1500-1566) Павел Вут (1619—1677 гг.) Йоханнес Вут (1647—1714гг.) Иернерий (1055-1130 гг.) Булгар Мартин Гуго Азо (умер в 1220) Якоб Аккурсий (1185-1260 гг.)

Слайд 6

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 6
Болонский университет В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием(который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигеста - центральной части обширного законодательства Юстиниана. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы. Болон ская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.

Слайд 7

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 7
Болонский университет В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считал ся основным духовным наставником. Присуждение ученых степеней производилось по образцу цеховых ремесленников — только после предваритель ного испытания их познаний. Высшим было звание "доктор" (ученый), оно соответствовало званию "мастер" у ремесленников и давало право преподавать.

Слайд 8

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 8
Возникновение университета во Франции Причины появления университетов во Франции были такими же, как и во всей Европе. Среди предпосылок их создания можно отметить экономические, социальные причины, желание получить профессиональную юридическую подготовку (вместо осуществлявшейся ранее «частной» системы обучения), культурный фактор (то есть приверженность идеям просветителей и т.д.). Ко времени создания во Франции первого университета – Сорбонны, была сформирована база, которая стала основой права. Её составили: открытие юридических документов Юстиниана, а позже – создание Corpus Juris Civilis, появление в XI-XII вв. схоластического метода, который стал основой юридического образования, и преподавание права в Европе. Схоластика (Пьер Абеляр – отец схоластики) – это метод синтеза и анализа, своеобразная религиозная философия. Задачей её было объяснить религиозные догмы с точки зрения философских категорий, при этом суммировать знание, закрыть пробелы и разрешить противоречия. Юристы, используя схоластический метод, создавали новые понятия. Итак, к началу XIII века правовая база в Западной Европе, и в том числе во Франции, стала достаточной для изучения её в университете. Поэтому в 1215 году расположенные на левом берегу Сены колледжи объединяются в Парижский университет (Сорбонну). Юридический факультет был высшей школой. Система образования там была двухступенчатая, юридическое образование получали в качестве второго высшего. Перед этим необходимо было овладеть семью искусствами: риторикой, грамматикой, логикой, арифметикой, геометрией, астрономией, теорией музыки.

Слайд 9

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 9
Представители школы глоссаторов В середине XII в. появилось известное общество глоссаторов (quattuar doctores - общество четырех докторов), в которое входило четверо ученых: Булгар (Bulgarus), Мартин (Martinus), Хуго (Hugo) и Якоб (Jacobus). В 1158 г. эти ученые занимали посты императорских юристов при дворе императора. Следующими довольно известными в свое время глоссаторами были юридически совершенно самостоятельные ученые Плацентин (Placentinus), умерший приблизительно в 1192 г., и Азо (Azo), умерший до 1235 г. Совместная работа этих двух ученых, известная под названием "Summa Codicem", явилась одним из наиболее значимых трудов в области правоведения в период Средневековья. И, наконец, венцом деятельности глоссаторов явился знаменитый труд Аккурсия (Accursius, 1185-1263 гг.) "Glossa Ontario", увидевший свет приблизительно в 1250 г. В этой работе были собраны и обобщены результаты исследований глоссаторов последнего периода. Его труд воспринимается юристами в качестве работы, до сих пор сохраняющей свой классический авторитет и в этом отношении превзошедшей даже сами Дигесты.

Слайд 10

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 10
Представители школы глоссаторов Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055-1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход к материалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинного смысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римского права. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволяло наиболее полно ознакомиться с достижениями и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римское право из «единственного чистого источника».

Слайд 11

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 11
Представители школы глоссаторов Между тем глоссаторы не представляли собой школу, выражавшую некие единые и общие для всех взгляды на проблемы правовой науки. Среди различных мнений и взглядов можно, пожалуй, выделить два основных направления, отражавших совершенно различные точки зрения и абсолютно разные подходы к правовым проблемам. Так, например, юрист Мартин, являвшийся представителем первого направления, постоянно подчеркивал в своих трудах прежде всего идеи о справедливости и законности (aequitas). Сторонники и последователи учения Мартина назывались госианцами (Gosiani) по названию местности, в которой родился их учитель, город Госиа (Gosia). Другой глоссатор, юрист Булгар (. Bulgarus) отстаивал в своих работах совершенно противоположную точку зрения. В соответствии со взглядами этого юриста, в юридической науке не должно быть места для того или иного правового толкования законов, ибо закон, как считал Булгар, всегда и безукоснительно должен использоваться в строгом соответствии с его духом и буквой (jus strictum). Юные ученики Булгара представляли собой подавляющее большинство и уже в силу этого обстоятельства обладали преимущественным авторитетом. Среди "nostri doctores" ("наших докторов"), как эти юные юристы обычно любили называть друг друга в своем кругу, оказались и будущие известные юристы Азо (умер в 1220 г.) и Аккурсий (умер в 1260 г.).

Слайд 12

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 12
ПОСТГЛОССАТОРЫ Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. раз работчиками всеохватывающего критическо-догматического под хода к праву в двух вариантах: право выводилось из ра зума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнерим ского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву"; сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреж дений. Основателями школы постглоссаторов считаются испанский ученый Раймонд Луллий (1234-1315) и француз Жак де Равиньи. Они оба были философами и богословами, что отразилось и в характере всей школы.

Слайд 13

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 13
ПОСТГЛОССАТОРЫ В юриспруденции основной идеей Равиньи также была мысль о возможности выведения из общих принципов права его частных положений. Равиньи первым применил в юриспруденции современный ему философский метод, т.е. схоластический, которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов Первый опыт применения диалектики к изучению права был сделан Жаком де Равиньи. В сфере коллизионного права Равиньи создал технику распределения комментариев по трем рубрикам: деликты, договоры и наследство. Наиболее важный вклад Равиньи в развитие науки МЧП - утверждение тезиса, что процессуальные вопросы должны разрешаться согласно законам места судебного разбирательства, а вопросы материального права - по законам места заключения договора. Задача юриста, согласно Раймонду Луллию (1234—1315 гг.), заключается в том, чтобы "позитивное право редуцировать к пра ву естественному и согласовать с ним". На практике это свелось к выработке умения укреплять престиж и властный авторитет права писаного при помощи указания на его близость и согласованность с правом естественным. Для этого приходилось "немало изощрить ум юриста и само профессиональное искусство толкования права. По мнению Луллия, юриспруденция напрямую связана с идеями схоластической философии и теологии. Он считал, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя.

Слайд 14

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 14
ПОСТГЛОССАТОРЫ Из сочинений Бальда можно назвать обширный комментарий к римскому праву (издан в Венеции в 1615 г.) и «Practica iudiciaria» (издан в 1515 г.) — сборник кано нического судопроизводства. В качестве примера схоластического метода Бальда можно привести его консультации, обосновываю щие применение репрессалий. Для правомерности репрессалий Бальд требует на личия четырех основных условий: порядок (ordo), причина (causa), судья (judex) и форма (forma). Эти условия должны быть выражены в четырех причинах (causae): производящей (efficiens), формальной (formalis), материальной (materialis) и конеч ной (finalis) В основу разработанной постглоссаторами системы были положены «основные места» (locus) из различных фрагментов Дигест Юстиниана, а вокруг этих основ ных мест группировались остальные тексты, имеющие к ним отношение. Под loci ordinarii понимались те места источников, по поводу которых разъяснялся какой либо вопрос, так что около него сгруппировывались все комментарии, относившие ся к данному юридическому институту. Другой вид — это loci communes, которые давали готовые рубрики для рассмотрения вопроса и служили основанием самой аргументации.

Слайд 15

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 15
ПОСТГЛОССАТОРЫ Сочинения Дюмулена проникнуты стремлением преодолеть феодальную раздробленность в праве, усилить влияние королевской власти и умалить значение церковных судов. Борьба с феодализмом и защита королевской власти составляют его главную славу. Был против церковной юрисдикции и доказывал неприемлемость постановлений Тридентского собора Резко осуждал провозглашенный церковью запрет взимать проценты по займам Утверждал, что источник прав короля — это закон, закон и власть — выше короля; король — не вотчинник королевства, а только правитель Все сеньориальные суды допустимы только в силу делегации от королевской юстиции; феодальные повинности имеют одиозный характер и кутюмы, на которых они основаны, подлежат ограничительному толкованию. Кутюмы, противоречащие естественному праву, вообще не подлежат применению.

Слайд 16

Глоссаторское и постглоссаторское общество, слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.