Презентация - Школьное ученическое самоуправление

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Школьное ученическое самоуправление «Жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты» Ф. Карделл (амер. психолог)

Слайд 2

ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД СЛОВОМ «САМОУПРАВЛЕНИЕ»?

Слайд 3

Самоуправление – это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива ( педагогическая энциклопедия); привлечение ребят к участию в управлении делами своего класса, своей школы ( Н. К. Крупская); руководство и управление силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности (В. М. Коротов); форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, г. Ярославль); самостоятельность учащихся в проявлении инициативы, принятии решений и их самореализация в интересах коллектива или организации ( В. Т. Кабуш, г. Минск);

Слайд 4

добровольность включённость всех групп детей приоритет развития участие в рассмотрении всех вопросов большая свобода действий, доверие открытость принципы ученического самоуправления

Слайд 5

Право ребёнка на участие в школьном самоуправлении было зафиксировано почти 100 лет назад!!! 16 октября 1918 г. были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы», которые были утверждены ВЦИК РСФСР, где прямо указывалось, что « дети должны участвовать во всей школьной жизни . Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданином государства, они должны, возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы»

Слайд 6

Международные документы о праве на участие в управлении «Всеобщая декларация прав человека» ст.21 «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» «Конвенция о правах ребёнка» В ст.29 говориться, что «государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на: b) Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе ООН; d) Подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбами между всеми народами »

Слайд 7

Федеральное законодательство о самоуправлении Конституция РФ Ч.1 ст. 32 «Граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» НО! Ст.60 «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет» За один день молодой человек не сможет стать грамотным гражданином, ОН должен быть психологически и практически подготовлен!

Слайд 8

Учителя, родители, выпускники, первоклассники – местное сообщество! Право граждан на решение местных проблем своими силами закреплено, прежде всего в Конституции РФ. В ст.12 указано, что «В РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». В Конституции РФ этому вопросу посвящена специальная глава 8 «Местное самоуправление». « 1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». Школьное ученическое самоуправление – это механизм самоорганизации коллектива школьников и позволяющего школьникам на практике реализовать «право на участие в управлении образовательной организацией» (п.17 ч.1 ст.34 ФЗ «Об образовании»)

Слайд 9

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. №1310ФЗ Ст.1 « Местное самоуправление в РФ – форма осуществление народом своей власти , обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения , с учётом исторических и иных местных традиций». Т.о. сами обучающиеся должны «самостоятельно и под свою ответственность» решать вопросы, которые непосредственно касаются их жизни и деятельности в образовательной организации «непосредственно или через органы ученического самоуправления»

Слайд 10

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ Ст.7 « содействовать ребёнку в реализации и защите его прав и законных интересов » Ст. 9 фиксирует наличие и полномочия «выборных представителей» обучающихся. Данный закон конкретизирует права детей на общественную активность: «Учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав »

Слайд 11

В ст.3 устанавливаются основные принципы государственной политики в области образования, основывающиеся на «демократическом характере управления образованием, обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями ». Два важных принципа школьного ученического самоуправления, отображены в ч.2 ст. 26: 1. Принцип ЕДИНОНАЧАЛИЯ 2. Принцип КОЛЛЕКТИВНОСТИ в управлении образовательной организацией. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

Слайд 12

Ч.6 ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет необходимость учёта мнения обучающихся образовательной организации «по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы». Данный закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые необходимо организовывать систему ученического самоуправления, поскольку учащиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией и на создание советов обучающихся. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

Слайд 13

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 В данной Стратегии поставлена задача обеспечить реализацию «основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; - включённость всех групп детей; приоритет развития ребёнка; повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех касающихся его решений с учётом его степени зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; Недопущение использования детей различными политическими силами в качестве достижения собственных целей Именно эти принципы должны быть заложены во все нормативные документы, которые регулируют процесс формирования и деятельности органов ученического самоуправления.

Слайд 14

направления деятельности органов ученического самоуправления представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (школьные службы примирения) информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета шефское направление – организация шефства старших над младшими внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников правозащитное направление – защита прав учеников в школе