Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Чевычалова Галина Анатольевна
педагог – психолог
ФГКОУ «СОШ №6» АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов
г. Душанбе
Слайд 2
Страх: определение понятия Страх – это базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании.
Слайд 3
Проявления страха Функциона льные проявления Физиологи ческие проявления Поведенчес кие проявления Субъектив ные проявления СТРАХ Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования, поведенческий репертуар действий.
Слайд 4
Понятие арт-терапии
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного. Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Слайд 5
Факторы психотерапевтического воздействия в
арт-терапии /А. И. Копытин/ ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПРЕССИИ ФАКТОР ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ФАКТОР ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ВЕРБАЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Слайд 6
Преимущества арт-терапии ПРЕОДОЛЕНИЕ
СТРАХОВ СРЕДСТВО СБЛИЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОБХОДИТ
«ЦЕНЗУРУ» СОЗНАНИЯ СВОБОДНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ
И САМОПОЗНАНИЕ «ИНСАЙТ- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ»
ХАРАКТЕР ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ЭМОЦИИ АКТИВНАЯ
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Слайд 7
Аспекты экспрессивной, изобразительной деятельности ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КАТАРСИЧЕСКИЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Слайд 8
Структура групповой арт-терапевтической работы
Подготовительный настрой «Разогрев» (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) Индивидуальная работа (рисунок, поделка) Драматизация, обсуждение Коллективная работа Заключение (рефлексия)
Слайд 9
Подготовительный настрой «Рисование в пространстве» «Каракули» Техника «закрытых глаз» «Автографы» «Эстафета линий» «Прогулка по пространству тетрадного листа»
Слайд 10
« Разогрев» Графические упражнения Рисование под музыку Пальчиковая гимнастика Дыхательные упражнения Элементы музыкальной и танцевальной терапии
Слайд 11
Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) Актуализация ощущений, эмоций с помощью упражнений с песком предполагает упражнения на развитие тактильных, кинестетических ощущений, а также работу с формочками: «пирожки», «горки». Упражнения на разглаженной поверхности песка – рисунки, отпечатки. Песочная основа
Слайд 12
Индивидуальное творчество Сублимация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Слайд 13
Драматизация, обсуждение (использование кукол для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения) Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Обсуждение помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний. Детские работы («Добрая Баба-яга», «Злая Баба-яга»)
Слайд 14
Коллективная работа
Общая работа из отдельных элементов (рисунков). Единый групповой рисунок. Заключение (рефлексия)
Подведение итогов работы Рефлексивный анализ Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы
Слайд 15
Модель преодоления страхов
в ходе арт-терапевтических упражнений ВЗРОСЛЫЙ Преодоление страхов через внутреннее осмысление, рефлексию РЕБЕНОК Метод наведения Внутреннее осмысление
Слайд 16
Выводы Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.
Слайд 17
Спасибо за внимание!