Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ассоциативная связь и творческое мышление
Слайд 3
Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза):
- создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей,
- стимуляция воображения,
- улучшение запоминания и вспоминания.
Слайд 4
Откуда???
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы.
Слайд 5
Ассоциативно-образное мышление
Ассоциативная связь
Ассоциативное мышление
Вид связи, которая является основой мышления, памяти, творчества, воображения.
Вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим.
Слайд 7
Ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей, педагогов. Этот вид мышления дает преимущества в следующем: У ребенка развивается воображение. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.
Слайд 8
Тренировки мышления положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем.
Слайд 9
При первоначальном изучении цифр и числового ряда необходимо использовать метод ассоциаций и развивать творческое мышление.
Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения.
Слайд 10
Поставить вопросы: "Что это напоминает?", "На что это похоже?",
Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?"
Слайд 11
Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.
Как будут выглядеть цифры, выполненные из бумаги, спичек или гвоздей ?
Слайд 12
Дружно вместе все гадаем, алфавит мы составляем
Слайд 13
Важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления.
Слайд 14
Упражнение 2 Как и предметы, цифры могут быть обладателями своего определенного цвета. 1. Мысленно представьте цифры в цвете. 2. Раскрасьте их так, как вам нравится.
Слайд 15
Упражнение 3 Подберите каждой цифре соответствующий ей фрукт, овощ или ягоду.
Слайд 16
Упражнение 4 Подберите каждой цифре определенный рисунок животного.
Слайд 17
Упражнение 5 Найдите все цифры в одном предмете.
Слайд 18
Упражнение ассоциативный тренинг. Постарайтесь в каждом предмете найти определенные цифры.
В цирке
Слайд 19
Упражнение 6. Найдите двузначные числа, спрятанные в рисунках, данных ниже.
Слайд 20
Упражнение 7.Найдите трехзначные числа, зашифрованные в рисунке.
Слайд 21
Упражнения подобного типа развивают метапредметные умения, которые учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Слайд 22
Прием «сбор ассоциаций»
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.
1 этап – ученики работают индивидуально
2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.
3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.
Например, чемодан (отпуск, лето, море, сумка, путешествие и т. д.), озеро (вода, лето, купание, Байкал, красота, природа).
С учениками 1 класса использовали данный прием при сочинении загадок. Сначала загадывали слово, которое будет отгадкой. Затем записывали все ассоциации к этому слову. И на последнем этапе работы сочиняли загадку, используя слова-ассоциации. Например, загадали слово солнце, записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д. Итогом работы стала загадка: «Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»
Слайд 23
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира.
Слайд 27
Рисунок цифрами
Эта методика используется в ДОУ и в начальной школе: дети с помощью цифр рисуют различных животных или предме-ты, потом дополняют их изображениями. Она применяется, чтобы вызвать у детей интерес к математике.
Слайд 28
1.Математика.Сравнение чисел.1кл..Ассоциация Знаки <, >, = детям предложено представить в образе «птички-жадины», которая поворачивает свой раскрытый клюв в сторону того числа, которое больше. Если числа равны, «птичка жадина» крутит головой и клюв от жадности ломается – получается знак =.
2.Математика.Умножение чисел вида 450*300.3кл..Ассоциация Нули – ассоциация с колесами машины. При умножении записываем пример столбиком, оставляя ноли в стороне – в «гараже». Производим умножение, приписываем ноли –выкатываем все «колеса» из «гаража».
3.Математика.Порядок действий в числовом выражении.3кл..Ассоциация Для запоминания порядка действий предлагается игра «Баталия». Каждый ребенок – полководец. И победа в сражении зависит от него. Ассоциации: скобочки – крепости, сильные действия – всадники, слабые действия – пехота. Ход сражения: 1. Захватываем крепости (решаем действия в скобочках) – поднимаем победные флаги (результат действия в скобочках). 2. В бой вступает конница в боевом порядке (выполняем умножение, деление по порядку). 3. В бой идет пехота (выполняем сложение, вычитание по порядку). 4. Выигрываем сражение (получаем результат выражения).
Слайд 29
4.Русский язык.Обстоятельство.3кл..Рифмы Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
Запомню все вопросы так:
Где?, Когда?, Куда?, Откуда?,
Почему?, Зачем? и Как?
5.Окружающий мир.Запоминание материков.2 кл..Ассоциация Детям предлагается произвести ассоциацию формы материков с любыми предметами. Например: Южная Америка – рожок мороженого, Северная Америка – голова слона. Ассоциация: слон ест мороженое – Северная Америка и Южная Америка)
6.Окружающий мир.Запоминание океанов.2 кл..Буквенный код На доске появляется русалочка – жительница четырех океанов. Детям предлагается по первым буквам названий океанов придумать имя русалочке (Тихий, Атлантический, Северный ледовитый, Индийский). Например: русалочка Таис, русалочка Сати.
7.Окружающий
мир.Запоминание месяцев в которых 30 дней.2 кл..Буквенный код Детям часто сложно запомнить месяцы в которых 30 дней, далеко не у всех получается определять это по костяшкам пальцев. Можно запомнить это с помощью простой аббревиатуры САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь). В календаре два месяца на «а» и два месяца на «и». Берется первый месяц в календаре на эту букву.
Слайд 31
Словарные слова
Прием Диаманта
Слайд 32
Убеждена, что нет бездарных детей. В каждом можно найти творческую личность. Но успех каждого ребенка в большой степени зависит от взрослых людей. Учитель должен убедить ученика, что он может творить. И для этого необходимо развивать ассоциативное мышление, чтобы ученик смог увидеть прекрасное, научился видеть то, чего раньше не замечал. Таким образом, значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке приятные чувства и эмоции, ему интересно, не страшно, он увлечён, то он будет хорошо учиться, а если учащийся на уроке равнодушен, проблем в его учебной деятельности будет много.
Слайд 34
Верьте в свои будущие успехи– и они обязательно придут! Ваши ученики всегда будут отличаться креативными решениями на своем жизненном пути!
Слайд 35
Спасибо за внимание !
Слайд 36
Адреса интернета
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpsylogik.ru%2F186-associacija.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
https://multiurok.ru/files/priiomy-obucheniia-smyslovomu-chteniiu-na-urokakh.html
https://videouroki.net/razrabotki/assotsiatsii-dlia-slovarnykh-slov.html
https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8/
http://magazine.mospsy.ru/nomer10/s07.shtml
https://pedsovet.su/publ/205-1-0-5762
https://multiurok.ru/files/mastier-klasspo-tiemie-assotsiatsii-kak-sriedstvo-.html