Презентация - Коммуникативные качества речи

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Коммуникативные качества речи
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 30
  • Просмотров: 4969
  • Скачиваний: 2388
  • Размер: 0.54 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Коммуникативные качества речи, слайд 1
Коммуникативные качества речи

Слайд 2

Коммуникативные качества речи, слайд 2
План
1.Точность речи 2.Понятность речи 3.Чистота речи 4.Богатство и разнообразие речи 5.Выразительность речи

Слайд 3

Коммуникативные качества речи, слайд 3
Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: — точность, — понятность, — чистота речи, — богатство и разнообразие, — выразительность, — правильность.

Слайд 4

Коммуникативные качества речи, слайд 4
Точность речи
Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Она определяется: — знанием предмета, — логикой мышления, — умением выбирать нужные слова.

Слайд 5

Коммуникативные качества речи, слайд 5
Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Перехожу к спорту.»

Слайд 6

Коммуникативные качества речи, слайд 6
В каких случаях нарушается точность речи? В результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов.

Слайд 7

Коммуникативные качества речи, слайд 7
Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т.е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики

Слайд 8

Коммуникативные качества речи, слайд 8
Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам: — Вы на следующей остановке сходите? — Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете? — Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?» — Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

Слайд 9

Коммуникативные качества речи, слайд 9
Паронимами (para — рядом, onyma — имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант — адресат, экскаватор — эскалатор.

Слайд 10

Коммуникативные качества речи, слайд 10
Омонимы - слова, различные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию. «Издали закон об упразднении транспортных судов» звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов; судов — форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов — форма родительного падежа множественного числа существительного судно.

Слайд 11

Коммуникативные качества речи, слайд 11
Понятность речи
М.М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах высокого красноречия» замечает: «Кто хочет писать собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать».

Слайд 12

Коммуникативные качества речи, слайд 12
Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник.

Слайд 13

Коммуникативные качества речи, слайд 13
Лексика, ограниченная сферой употребления
1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛЮДЬМИ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ (ЖУРНАЛИСТЫ, ЭЛЕКТРОНЩИКИ, ПЛОТНИКИ). 2. ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА — СЛОВА, ОГРАНИЧЕННЫЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ (ЗОБАТЬ — «ЕСТЬ» (В РЯЗАНСКИХ ГОВОРАХ); ЖВАРИТЬ —«СИЛЬНО БИТЬ, КОЛОТИТЬ» (В КАЛУЖСКОМ ГОВОРЕ)

Слайд 14

Коммуникативные качества речи, слайд 14
Жаргонизмы - слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. Это «тайный» язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» — язык торговцев раскольничьими книгами и иконами.

Слайд 15

Коммуникативные качества речи, слайд 15
Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Понятие — это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Понятие неразрывно связано с языком. Оно формируется и реализуется в слове или словосочетании.

Слайд 16

Коммуникативные качества речи, слайд 16
Ясность, понятность речи зависят и от правильного употребления в ней иностранных слов. Заимствование — это естественное явление для любого языка. Например, в словаре английского языка иностранные слова составляют более половины.

Слайд 17

Коммуникативные качества речи, слайд 17
Из греческого языка вошли в русский язык слова, связанные с бытом (котел, кровать, баня), научные термины (философия, математика, история, Из Западной Европы пришли слова: клевер, верстак (немец,.); пальто, гарнизон, котлета (франц.) матрос, зонтик, флаг, галстук (голланд.).

Слайд 18

Коммуникативные качества речи, слайд 18
Способы объяснения понятий
1. логическое определение, т. е. определение понятия через ближайший род и видовое отличие. 2. синонимический способ, т.е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например, конфронтация — противопоставление, противоборство (социальных систем, идейно-политических принципов и др.), столкновение. 3.Объяснением происхождения слов занимается специальная область науки о языке — этимология.

Слайд 19

Коммуникативные качества речи, слайд 19
Чистота речи
Отсутствие в ней лишних слов, слов сорняков, слов-паразитов (так сказать, значит, вот). Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.

Слайд 20

Коммуникативные качества речи, слайд 20
Богатство и разнообразие речи
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тыс. слов.

Слайд 21

Коммуникативные качества речи, слайд 21
А каким может быть словарный запас одного человека? Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7—9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тыс. слов.

Слайд 22

Коммуникативные качества речи, слайд 22
Богатство языка определяется:
1. смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью. 2. употребление синонимов - слов, близких по своему значению (знаменитый – известный) 3. словами, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова великолепный, очаровать заключают в себе положительную экспрессию. 4.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 5.Пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Слайд 23

Коммуникативные качества речи, слайд 23
Выразительность речи
М.В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак культуры речи и подчеркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей.

Слайд 24

Коммуникативные качества речи, слайд 24
Метафора основана на переносе наименования по сходству (золотые руки, железный характер) Метонимия основана на смежности. «И зал встает, и зал поет, и в зале дышится легко» (К.Симонов)

Слайд 25

Коммуникативные качества речи, слайд 25
Синекдоха – троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое – вместо части, множественное число – вместо единственного ( И слышно было до рассвета, как ликовал француз…)

Слайд 26

Коммуникативные качества речи, слайд 26
Риторические фигуры
1. Антитеза -прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. 2. Инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Слайд 27

Коммуникативные качества речи, слайд 27
3.Анафора – повтор в начале строки. «Разве он не отвечает больше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости?» 4. Эпифора – повтор в конце строки.

Слайд 28

Коммуникативные качества речи, слайд 28
5. Вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание.

Слайд 29

Коммуникативные качества речи, слайд 29
Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора —пословицы и поговорки. Это меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С.Пушкин. Часто пословицы и поговорки служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого-либо положения или являются заключительным аккордом, выводом. Пословицы и поговорки приводятся и как иллюстрации, образные параллели к высказываемому

Слайд 30

Коммуникативные качества речи, слайд 30
Домашнее задание
Составить текст выступления (тема любая)
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.