Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения в образовательной среде.
ТРАВЛЕ-НЕТ!
Слайд 2
План:
1. Актуализация понятий (10 мин.)
2. Выступление «Проблема буллинга в школах.
Программы профилактики» (10 мин.)
3. Результаты анкетирования педагогов и обучающихся (10 мин.)
4. Диспут «Участники буллинга: как справиться учителю?» (15 мин.)
5. Тренинг «Приемы формирования навыков сопротивления давлению» (20 мин.)
6. Решения. Рефлексия. (5 мин.)
Слайд 3
Как помочь жертве? Как поступить с обидчиком? Что посоветовать родителям? Как справиться учителю?
«БУЛЛИНГ РАСТЕТ ТАМ, ГДЕ ЕГО КОРМЯТ»
Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы (Olweus, 1993)
Цель буллинга – за агрессией скрыть свою неполноценность
Слайд 4
В ситуациях школьной травли участвуют:
Только агрессор и жертва
Агрессор, жертва, свидетели
Только дети
Дети, учителя, другие взрослые, оказавшиеся в курсе происходящего
Слайд 5
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли агрессора являются:
Повышение коммуникативных навыков
Асоциальное поведение – драки, вандализм
Убеждение о вертикали власти как устройстве мира
Проблемы с близкими отношениями в дальнейшем
Слайд 6
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли жертвы являются:
Тревожное расстройство, социальная тревога, депрессия
2. Повышение социальных навыков, личностное развитие
3. Психосоматические заболевания, суицидальные мысли,
самоповреждение
4. Сниженная школьная успеваемость, выпадение из учёбы
Слайд 7
Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны:
1. Бежать за администрацией
2. Подойти и остановить агрессию,
пресечь физический и зрительный контакт
между агрессором и жертвой
3. Заставить свидетелей разойтись
4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод
5. Ссылаться на устав школы и законодательство страны
6. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы
Слайд 8
После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно:
Поскорее забыть о произошедшем
Похвалить детей за попытки остановить происходящее
Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию)
4. Не вмешиваться в ситуацию
5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо
Слайд 9
Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) 3 САМЫХ ВЫСОКИХ И 3 САМЫХ НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЯ
Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы:
Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания.
Слайд 10
Специфика буллинга
Агрессивность
Преднамеренность
Неравенство – затрагивает весь класс
Всегда требуется защита и помощь пострадавшим, обидчикам и свидетелям.
Имеет негативные последствия для всех участников
Слайд 12
Кибербуллинг
Формы (динамично меняются)
Харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)
Грифинг (порча удовольствия от игры)
Троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)
Секстинг (сообщения сексуального характера, в основном, фотографии)
Флейминг (публичный обмен оскорблениями)
Клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)
Фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)
Исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)
Слайд 13
Агрессор: внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет.
Травля происходит, когда нужно:
Определиться со статусами
Выразить гнев, напряжение…
Сделать так, чтобы тебя боялись
Поддержать тревожную атмосферу («чтобы не расслаблялись»)
Есть потенциальная жертва
Слайд 14
Проф. Дан Ольвеус: норвежский педагог и психолог, профессор в университете Бергена (Норвегия)
Программа профилактики буллинга Ольвеуса существует 35 лет.
Внедрена в Норвегии, Швеции, США, Словении и др.
1. Все взрослые в школе – ролевые модели для детей.
2. Фундаментальное человеческое право каждого ребенка –
учиться в безопасном и гуманном школьном сообществе.
3. Активное вовлечение детей и родителей.
Слайд 15
ФОКУС НА ВСЕЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Эффективно решать проблему с детьми до 12 лет!
простых правила о буллинге:
Мы не будем запугивать других.
Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.
Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.
Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.
Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг.
Оценка буллинга – опросник.
Слайд 16
Что может учитель? не игнорировать, пресекать, развивать идеи недопустимости травли, вовлекать родителей , развивать уважение, взаимопомощь.
Алгоритм работа с классом:
Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию
(травля – это…)
Дать оценку:
недопустимость и неприятие
вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
3. Обозначить травлю как общую проблему
надо решать вместе
4. Сформулировать выбор и личный вклад каждого
участвую, не участвую, интересно
5. Принятие или обращение к правилам класса
Слайд 17
Диспут «Участники буллинга: как справиться учителю?»
1. ИЗУЧИТЬ ПАМЯТКУ
«Психологический портрет участников буллинга»
- жертва, агрессор (обидчик), свидетели.
2. «ЦЕПОЧКА РЕШЕНИЙ» - свободный обмен мнениями.
Высказаться, противостоять друг другу, поддержать мнение, выработать общее мнение.
3. Составить АЛГОРИТМ действий «Как справиться учителю?»
Слайд 18
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЮ СВЕРСТНИКОВ
Слайд 19
Решения
Своевременно замечать и принимать меры по предотвращению травли в детских коллективах. Отв. педагоги
Принять к сведению и использовать полученную информацию (памятки по предотвращению травли в детском коллективе). Отв. педагоги
Провести беседу по теме «Травле – НЕТ!» с обсуждением и принятием ценностей (4 модели поведения). Отв. кл. рук. до 01.04.19
Беседа на родительском собрании (использовать памятку «Как помочь своему ребенку, если он стал жертвой травли»). Отв. кл. рук. до 01.04.19
Проводить мониторинг эмоционального состояния обучающихся. Отв. Бодунова Н.А. (ноябрь-апрель)
Внести изменения и корректировку в программу профилактики СП. Отв. Бодунова Н.А., Величко Е.В. до 23.03.19
Слайд 20
Рефлексивный экран 1.Было интересно… Было трудно… Я понял, что… 2. Теперь я могу… Я приобрел… У меня получилось … 3. Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…