Презентация - Об изучении предмета «Родная литература»

Нажмите для просмотра
Об изучении предмета «Родная литература»
Распечатать
  • Последний IP: 65.21.60.208
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 2844
  • Скачиваний: 1748
  • Размер: 3.16 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 1

Об изучении предмета «Родная литература»
Щербинина Е.А. Петровский филиал МБОУ «Сатинская СОШ» август 2020

Слайд 2

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 2
Не просто русский
В 2019-20 уч.г. в школе появились два новых предмета - родной язык (русский ) и родная (русская) литература По своему содержанию они не могут и не должны дублировать уже существующие школьные предметы. В России 250 национальных языков. Примерные школьные программы утверждены по 18 национальным языкам (их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ) На сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные.

Слайд 3

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 3
Народности Тамбовской области
Русские - 1037097 человек (94,97 %) Таджики - 502 человека (0,05 %) Татары - 2292 человек (0,21 %) Узбеки - 766 человек (0,07 %) Украинцы - 7263 человек (0,67 %) Цыгане - 4120 человек (0,38 %) Чеченцы - 376 человек (0,03 %) Чуваши - 303 человека (0,03 %) Данные за 2010 год
Азербайджанцы - 1903 человек (0,17 %) Армяне - 4544 человек (0,42 %) Белорусы - 1468 человек (0,13 %) Грузины - 517 человек (0,05 %) Езиды - 1802 человек (0,17 %) Курды - 721 человек (0,07 %) Лезгины - 285 человек (0,03 %) Молдаване - 662 человек (0,06 %) Мордва - 326 человек (0,03 %) Немцы - 638 человек (0,06 %)

Слайд 4

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 4
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2019 года) Ст. 14. Язык образования
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. 6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации . Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Слайд 5

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 5
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» 1577:
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: «Родной язык» и «Родная литература» («Родной язык», «Родная литература») ФГОС ООО, п. 18.3.1

Слайд 6

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 6
Федеральный закон №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”
Департамент государственной политики в сфере общего образования разработал рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного для использования в работе.

Слайд 7

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 7
Цели изучения учебного предмета «Родная литература»:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров

Слайд 8

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 8
Предметные результаты изучения предмета «Родная литература»
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Слайд 9

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 9
4) воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания разного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое чтение; 5) развитие способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Слайд 10

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 10
Место учебного предмета в учебном плане (из Программы)
Учебный предмет «Родная (русская) литература» изучается на уровне основного общего образования в 5 – 9 классах. Нормативный срок реализации программы на уровне основного общего образования составляет 5 лет. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Родная (русская) литература» в 5 – 9 классах составляет 175 часов. Образовательная организация самостоятельно определяет количество часов и классы для преподавания учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)».

Слайд 11

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 11
Варианты Программ по предмету «Родная (русская) литература»
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/08/20/rodnaya-russkaya-literatura-rabochaya-programma (сайт «Социальная сеть работников образования») Например, 9 класс:                                                                 Введение. Прогноз развития литературных традиций. ( 1) Из русской литературы XVIII века (1) Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. Из литературы XIX века (3)  Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».  Анализ стихотворения Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Из литературы XX века (20)  Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма. А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.  «Габринус». Две героини, две судьбы.   Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. ………………………………………….

Слайд 12

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 12
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-rodnoy-russkoy-literature-klass-3792783.html (сайт «Инфоурок»)
Например, 9 класс: Древнерусская литература. Особенности развития древнерусской литературы.«Задонщина»  «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Из литературы XIX века. Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».  Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».  Из литературы XX века.  И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».  А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.   Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский «Телеграмма». А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья……………………………

Слайд 13

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 13
https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/166923-rabochaya-programma-po-rodnoy-russkoy-literature-5-9-klassy-fgos-ooo.html (сайт «Учительский портал»)
Например, 9 класс (1 ч. в неделю) 1.Материал словесности. Средства художественной изобразительности (на материале очерка К.Г.Паустовского «Живое и мертвое слово») 2. Эпитеты в лирике Ю.Левитанского (на примере стихотворения «Падают листья осеннего сада»). 3. Изобразительно-выразительные средства в рассказе В.И.Белова «Бобришный угор»(отрывок) 4. Олицетворение в лирике С.А.Есенина (стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»). 5. Аллегория в творчестве С.В.Михалкова (Басня «Заяц во хмелю»). 6. Символ в лирике А.Белого (стихотворение «Аргонавты»). 7. Практическая работа по теме «Средства художественной изобразительности» (на примере стихотворения Н.Заболоцкого»Ночной сад») 8. Парадокс и алогизм в творчестве Д.Хармса (рассказ «Старуха»). 9. Гротеск в творчестве Н.В.Гоголя (повесть «Нос»). 10. «Макароническая» речь и игра слов в творчестве И.А.Бродского (стихотворение «Два часа в резервуаре») 11. Квипрокво в творчестве М.Твена (рассказ «Принц и нищий»). Проект ……….

Слайд 14

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 14

Предмет «Родная (русская) литература» в 2019-20 уч.г. в Петровском филиале МБОУ «Сатинская СОШ»
9 класс 3-4 четверть – 1час в неделю, всего 17 часов

Слайд 15

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 15
Темы уроков (из учебно-тематического плана):
Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края. Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборника «Песни старости» и «Прощальные песни». Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской землей. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь») Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд» Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве» Мои любимые поэты родного края – конкурс выразительного чтения
Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона   Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. Поэты Сампурской земли Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная» Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре. Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша».

Слайд 16

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 16
Литература и средства обучения
Учебная литература Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, Е.А. Гаранина, С.Ф. Федотова, - Тамбов, 2007 Литературное краеведение. Хрестоматия. 8 класс/Сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. – Тамбов: ООО « Издательство Юлис», 2006. Литературное краеведение. Хрестоматия. 9 класс /Сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. – Тамбов: ООО « Издательство Юлис», 2006. Литературное краеведение. Пособие для учителя в двух частях. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина - Тамбов, 2007

Слайд 17

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 17

Слайд 18

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 18
Закрепление изученного
Комбинированный урок
Урок усвоения новых знаний
Урок развития речи
Повторительно-обобщающий урок
Урок контроля знаний
Традиционные формы урока
Формы организации образовательного процесса
Нестандартные уроки
Исследование, проект
Семинар
Зачет
Встреча с поэтом
Путешествие, игра

Слайд 19

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 19
Виды и формы контроля:
Письменный или устный ответ на вопрос, тест
Сочинение на литературную тему, эссе
Защита реферата
Презентация, участие в проекте
Участие в разного рода конкурсах

Слайд 20

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 20
Промежуточная аттестация по предмету «Родная (русская) литература» от 16.03.20
Форма проведения промежуточной аттестации: защита реферата
Гетте Данила.Реферат «Г.Р.Державин и Тамбовский период творчества»
Карташова Ангелина.Реферат «Е.А.Баратынский и Тамбовский край»
Романов Олег.Реферат «Е.И.Замятин и Тамбовский край»
Ярцев Дмитрий.Реферат «Поэзия Марины Цветаевой — дневник ее души»

Слайд 21

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 21

Слайд 22

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 22
Проектная деятельность «Великая Отечественная война в творчестве тамбовских поэтов»

Слайд 23

Об изучении предмета «Родная литература», слайд 23
Источники
https://infourok.ru/prepodavanie-predmetov-rodnoy-russkiy-yazik-rodnaya-russkaya-literatura-problemi-i-perspektivi-3411697.html Преподавание предметов «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература»: проблемы и перспективы. https://rg.ru/2019/09/16/v-shkole-poiavilis-russkij-rodnoj-iazyk-i-russkaia-rodnaia-literatura.html «Не просто русский…» http://www.irort.ru//lusana.ru/files/metod_r/10.pdf ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК», «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» http://iro51.ru/images/upload/2019/Направления%20деятельности/Семинары/2019-09-24-РРЯ.pdf «Особенности преподавания..» https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-rodnoy-russkoy-literature-klass-3792783.html (сайт «Инфоурок») https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/166923-rabochaya-programma-po-rodnoy-russkoy-literature-5-9-klassy-fgos-ooo.html (сайт «Учительский портал») https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/08/20/rodnaya-russkaya-literatura-rabochaya-programma (сайт «Социальная сеть работников образования»)
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.