Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МЕЛЬНИЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Психологические условия развития мотивации профессионального обучения студентов-психологов
Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1.Анализ исследований мотивации профессионально-учебной деятельности студентов-психологов
2. Экспериментальное исследование психологических условий развития мотивации профессионального учения студентов- психологов
3.Психолого-педагогическое проектирование условий развития мотивации профессионального учения студентов- психологов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд 3
Цель исследования состояла в определении условий развития мотивации профессионального обучения студентов-психологов.
Объектом исследования выступила деятельность студентов — психологов в вузе.
Предметом исследования являлись психологические условия, определяющие развитие мотивации профессионального обучения студентов- психологов.
Слайд 4
Задачи исследования состояли в следующем.
- Установить уровни развития мотивации профессионально-учебной деятельности студентов-психологов, определить их содержательные характеристики.
- Выявить условия преобразования мотивации обучения в мотивацию учения, а затем в мотивацию профессионального учения.
-Определить средства, необходимые студентам для преодоления образовательного кризиса.
-Изучить особенности развития личности студентов в процессе перехода к деятельности профессионального учения.
-Разработать и апробировать систему занятий, направленных на развитие мотивации профессионального обучения студентов-психологов.
Слайд 5
Положения, выносимые на защиту:
1. В период обучения в вузе происходит преобразование учебной деятельности студентов-психологов в профессионально-учебную. Показателями этого процесса выступают: новый уровень работы студентов с учебным материалом, изменение их позиции по отношению к учебному процессу, развитие субъектности и преобразование образа-Я.
2. Изменение характера деятельности студентов выступает основным условием развития их мотивации по трем уровням: от мотивации обучения к мотивации учения, а затем к мотивации профессионального учения.
3. Преодоление студентами образовательного кризиса может быть напрямую связано с овладением действиями научной рефлексии и построением общности «педагог - студенты». Все это, в свою очередь, определяет возникновение нового типа мотивации.
Слайд 6
4. Раскрытие студентами смысла профессиональной деятельности психолога в разных сферах человеческой жизни, и этого смысла для себя, служит развитию личности будущего профессионала.
5. Переход студентов от нормативного исполнения профессионально- учебной деятельности к творческому требует построения всего психологического образования как личностно-ориентированного.
Слайд 7
Этапы исследования.
На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработан ход констатирующего эксперимента, подобраны диагностические средства и группы испытуемых.
На втором этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась обработка и анализ полученных данных. По результатам экспериментального исследования была разработана программа формирующего эксперимента.
На третьем этапе исследования проводился формирующий и контрольный эксперимент, результаты которого обработаны и проанализированы. На основании всех полученных результатов были сделаны обобщающие выводы по работе.
Слайд 8
Экспериментальная база
исследования Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет. В исследовании непосредственное участие принимали студенты третьего, четвертого курсов, а также выпускники, только начинающие работать по специальности.
Всего 150 человек.
Слайд 9
. Экспериментальное исследование строилось по четырем последовательным этапам
На первом этапе исследования были выявлены эмпирические признаки преобразования учебной деятельности студентов-психологов в профессионально-учебную. Был использован модифицированный вариант анкеты, предложенной А.И.Донцовым и Г.М.Белокрыловой, состоящий из двух блоков вопросов
2. На втором этапе исследования был установлен реальный уровень развития профессионально-учебной мотивации студентов-психологов. Основным диагностическим приемом на этом этапе исследования выступил прием ранжирования мотивов профессионально-учебной деятельности.
Слайд 10
На третьем этапе исследования были изучены проявления образовательного кризиса у студентов-психологов и установлены средства его преодоления. Применение самоактуализационного теста (Л.Я.Гозмана, М.В.Кроза) позволило изучить изменение ряда параметров, определяющих способ участия студентов в профессионально-учебной деятельности.
На четвертом этапе было изучено изменение отношения учащихся к себе и своей деятельности. Анализ результатов теста СЖО (Д.А.Леонтьева) позволил установить включенность профессионально- учебной деятельности студентов в систему их жизненных отношений. Результаты методики В.В.Столина, Р.С.Пантилеева и методики А.С.Будасси позволили выявить изменения самоотношения и самооценки учащихся в процессе обучения в вузе.
Слайд 11
В программе основного исследования принимали участие 42 студента третьего курса (средний возраст 20 лет), 32 студента четвертого курса (средний возраст 21 год, 12 выпускников (средний возраст 23 года).
Слайд 12
Для получения экспериментальных данных был использован модифицированный вариант анкеты, предложенной А.И.Донцовым и Г.М.Белокрыловой
К первой группе были отнесены 16,6% студентов третьего курса, 15,6% студентов четвертого курса. Данные анкетирования указывают на формальное отношение этих учащихся к обучению.
2. Данные анкетирования второй группы респондентов (54,7% учащихся третьего курса, 40,6% учащихся четвертого курса) показали, что их деятельность определяется стремлением к овладению психологическими знаниями. Однако эти знания еще не выступают в качестве средств профессиональной деятельности и используются студентами в целях разрешения личных проблем.
Слайд 13
3. По данным анкетирования к третьей группе респондентов были отнесены 28,6% учащихся третьего курса, 43,7% учащихся четвертого курса. Профессиональный выбор этих студентов является осознанным и самостоятельным. Основным мотивом поступления на специальность психологии, помимо интереса к психологической науке и стремления к разрешению личных проблем (9,5% на третьем курсе, 12,5% на четвертом) выступает стремление овладеть профессиональной деятельностью психолога (этот мотив указали 23,8% студентов третьего курса, 31,2% студентов четвертого курса).
Слайд 14
Основной целью работы выступало создание в ходе специально организованного обучения таких условий, которые могут обеспечить активное, творческое, самостоятельное, сознательное участие студентов в овладении профессиональными знаниями и умениями.
Слайд 15
Предлагаемая система занятий, направленных на развитие мотивации профессионального обучения студентов-психологов, была разработана на основе личностно-ориентированной модели обучения В.А.Петровского и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Личностно-ориентированная модель обучения предполагает поддержание у учащегося желания и стремления приобщиться к человеческой культуре, а также передачу ему средств и способов, необходимых для такого приобщения.
Слайд 16
Исходя из этого, организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированной модели учения предполагает сочетание двух направлений:
а) создание предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся, то есть составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта;
б) создание коммуникативных условий для поддержки самоценной активности учащихся.
Слайд 17
Коррекционно-развивающие занятия
Проведение со студентами занятий, направленных на развитие их мотивации профессионального учения, осуществлялось на базе КАЗГЮИУ.
По результатам констатирующего эксперимента была отобрана экспериментальная группа, которую составили 8 студентов четвертого курса.
Из них у двоих учащихся был выявлен уровень мотивации обучения и шесть студентов обладали выраженной мотивацией учения.
У этих студентов был диагностирован преимущественно квазисубъектный и идентификационный уровень субъектности и у пяти учащихся выражена позиция «обучаемых».
Слайд 18
Основные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы
1.Анализ психологической литературы показал, что мотивация является одним из основных и определяющих компонентов в общей структуре деятельности.
2. Очевидно, необходимо построение особых условий в процессе вузовского обучения, которые будут обеспечивать возникновение и развитие у молодых людей внутренней мотивации профессионального учения.
3. Появления и развития образовательного кризиса можно избежать, если изменить форму и содержание обучения студентов. В том случае, когда они имеют возможность активно участвовать в профессионально-учебной деятельности, когда они сами открывают знания в рамках задач и проблем, поставленных совместно с педагогом - именно тогда они учатся действовать профессионально, как психологи.
Слайд 19
Выделенные выше положения свидетельствуют о том, что в ходе проведения исследования была достигнута основная цель работы - определены условия, детерминирующие развитие мотивации профессионального учения студентов-психологов.
Выполненное исследование делает актуальным продолжение работы над созданием новых, нового типа образовательных программ, ориентированных на развитие собственной активности учащихся, осуществление ими творческого поиска в решении учебных и профессиональных задач.
Слайд 20
Спасибо за внимание!