Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Слайд 2
Дошкольный возраст – особый,
уникальный по своей значимости период жизни человека.
Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознание себя в системе предметного мира, развитие познавательных способностей.
Слайд 3
Объект исследования:
познавательная активность детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Предмет исследования:
возможность развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР с помощью различных видов
деятельности при ознакомлении с окружающим миром.
Цель исследования:
изучить развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР при ознакомлении с окружающим миром.
Слайд 4
Понятие «познавательная активность» включает две составляющих:
«активность»
и «познавательность».
Слайд 5
Активность
- предмет исследования различных наук, естественных
и общественных, каждая из которых исследует
специфические для нее закономерности порождения,
развития и динамику активности.
Слайд 6
Познавательная
активность
– важнейшая область общего феномена активности,
предметом которой является самое значительное свойство
человека: познавать окружающий мир не только с целью
биологической и социальной ориентировки в действительности,
но и в самом существенном отношении к миру – в стремлении
проникнуть в его мировоззрение, отражать в сознании
существенные стороны, причинно-следственные связи,
закономерности, противоречивость.
Слайд 7
Характерные черты познавательной активности:
1. Многосторонность как активное познавательное
отношение ко многим предметам и явлениям
2. Глубина, характеризующаяся не только к фактам, качествам
и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям
явлений
3. Динамичность, которая заключается в том, что знания,
усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы,
которые легко перестраиваются, переключаются, применяются
вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной
деятельности
4. Действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметами и явлениями, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели
Слайд 8
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе
формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации
формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления)
развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления
развитие восприятия
Слайд 9
Методы
ознакомления детей
дошкольного возраста
с природой
Слайд 10
Наглядные методы - наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация моделей,
кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы – это игра,
элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы,
чтение художественных произведений
о природе, беседы.
Слайд 11
Наблюдение
как ведущий метод
в развитии познавательной
активности
дошкольников с ЗПР
Слайд 12
Этапы наблюдений:
I этап (подготовительный). Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения..III этап – основной момент всего процесса наблюдения. Задача данного наблюдения заключается в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь им усвоить.
II этап. В начале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе..IV этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.
Слайд 13
Окружающий мир в дидактических играх
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Слайд 14
выводы:
1. Дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем
познавательной активности, результатом чего
является ограниченность запаса знаний об окружающем мире;
2. Познавательная активность – это личностное свойство,
которое приобретается, закрепляется и развивается в результате
особым образом организованного процесса познания и с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с ЗПР;
3. Работа по развитию познавательной активности детей
дошкольного возраста с ЗПР должна проводиться систематически
от темы к теме, особенно в дошкольном учреждении
компенсирующего вида;
4. Работа должна вестись в комплексе со всеми
специалистами дошкольного учреждения компенсирующего вида;
Слайд 15
5. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром способствуют развитию познавательной активности детей с ЗПР, усиливают коррекционно-развивающий эффект обучения;
6. В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информирование об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы;
7. Наблюдение является ведущим методом развития
познавательной активности дошкольников с ЗПР;
8. Игра для детей с задержкой психического развития является ведущим видом деятельности и поэтому в структуру занятий по ознакомлению с окружающим миром необходимо включать дидактическую игру, которая способствует активизации познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.