Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Слайд 2
Социальное развитие (социализация) –
процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоения и воспроизводства людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной культурной жизни.
В более узком смысле слова: процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и лично ему необходимого социального опыта, становление человека полноценным членом общества
Р.С. Немов
Психологический словарь,
2007 – С.408
Слайд 3
Социализация – процесс усвоения индивидом опыта путем вхождения в систему социальных отношений В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных, норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах
Под процессом социализации понимается формирование системы регуляции социального поведения в зависимости от включенности индивида в те или иные общественные отношения (Ядов В.А., 1975)
Слайд 4
Факторы и уровни социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
Мега-факторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
Макро-факторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
Мезо - факторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
Микро-факторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контросоциальные организации, микросоциум.
Слайд 5
ФГОС ДО
П.1.4. Основные принципы дошкольного образования:
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
П. 1.6. Стандарт направлен на решения следующих задач:
-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.4. Программа направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Слайд 6
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 7
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Слайд 8
Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я-ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определённой независимостью от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Щетинина А.М.
Слайд 9
Показатели благополучного социального развития ребенка:
- эмоционально откликается на переживания другого;
- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
- проявляет эмпатию;
- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;
- эмоционально благополучен;
- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;
- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально- типологическим особенностям);
- считает себя любимым родителями, принятым ими;
- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
- главным образом положительно оценивает и принимает других;
- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
- владеет способами социокультурного поведения и общения;
- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень ) социальный интеллект;
- социально готов к школе
Слайд 10
Диагностика социального развития ребенка в ДОО:
-Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения детей» (А.М. Щетинина);
Методика «Неоконченные рассказы» (Гаврилова Т.П.);
Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман);
Наблюдение;
Методики Минаевой В.М. (развитие эмоциональной сферы детей);
Анкетирование родителей, педагогов и др.
Слайд 11
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность –дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная -позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная–удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение –обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная(общение) –объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная –активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная –дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным
поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социального развития дошкольника.
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!