Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Тьюторское сопровождение формированния отдельных жизненных компетенций обучающегося с интелектуальными нарушениями»
Слайд 2
Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании.
Тьютор – это наставник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы, тот, кто связывает в образовании процессы умения, самовоспитания и формирования образа жизни.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознаёт и реализует собственные цели и задачи.
Тьюторская деятельность заключается в том, чтобы оказывать помощь и поддержку обучающимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с педагогом. Эта поддержка необходима обучающимся с интеллектуальными нарушениями, имеющим сложную структуру дефекта.
Слайд 3
Педагогическое взаимодействие
Слайд 4
Направление работы по формированию навыков самообслуживания
1.Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу;
- знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.
2.Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.);
- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем,
- учить пользоваться носовым платком.
Слайд 5
Направление работы по формированию навыков самообслуживания
3.Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли.
4.Формирование контроля процесса мочеиспускания.
Слайд 6
Направление речевого развития.
Развитие слухового восприятия
- расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
- развитие мелкой моторики рук, глазодвигательных, тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; формирование представлений о схемах лица и тела; развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
- формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
Развитие функции голоса и дыхания.
- увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани.
Слайд 7
Направление речевого развития.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи:
- развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи:
- уточнение произношения и совершенствование навыка произнесения гласных и согласных звуков, в пределах доступного словаря.
Обучение выражать свои желания словесно, однословным или двусловным предложением.
Например: Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:
(Дай пить, идем домой).
Слайд 8
Вывод:
Педагогическое взаимодействие, направленное на трансляцию подрастающему поколению ценностей жизни и культуры, осуществляется благодаря организованному педагогическому руководству тьютором творческой исследовательской, проектной деятельности школьников, что способствует их позитивной социализации в образовательном пространстве школы и помогает учащимся почувствовать себя более самостоятельными, защищенными, успешными, уверенными, адаптированными к условиям жизни.