Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Еру́н Анто́нисон
ван А́кен Босх
1450—1516
Нидерландский художник
эпохи Северного Возрождения.
Исполнял разнообразные заказы,
начиная от оформления праздничных
шествий и обрядовых таинств
Братства и заканчивая написанием
створок алтаря для капеллы
Братства в соборе св. Иоанна
или даже модели канделябра.
Слайд 2
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков- наследие этого художника
Слайд 3
Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!
Карел ван Мандер
Слайд 7
Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи
символы:
лестница — путь к познанию в алхимии;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания;
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела.
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
черные птицы — грех
Верблюд символизирует собой, прежде всего, неприхотливость и выносливость.
Слайд 8
Блаженные и
проклятые
Слайд 9
Искушения св. Антония.
Слайд 10
«ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»
Слайд 11
«Семь смертных грехов»
Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:
1.Гордый взгляд
2.Лживый язык
3.Руки, проливающие невинную кровь
4.Сердце, кующее злые замыслы
5.Ноги, быстро бегущие к злодейству
6.Лжесвидетель.
7.Сеющий раздор между братьями
Слайд 14
"ГНЕВ". Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.
Слайд 16
"ТЩЕСЛАВИЕ"
представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".
Слайд 18
"ЛЕНЬ".
Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.
Слайд 20
"ЧРЕВОУГОДИЕ".
Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречатьсякакие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни и сарая. Монахиня, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.
Слайд 23
"ЗАВИСТЬ".
Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. На переднем плане - две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.
Слайд 24
"СРЕБРОЛЮБИЕ".
Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.
Слайд 26
Традиционные символы зла — сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, — призваны усилить безысходную мрачность сцены. На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа – ЭТО мусульмане, которые в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.
Слайд 27
«Святой Христофор»
Слайд 28
Считался защитником от эпидемий. На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор
служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек,
карабкающийся по ветке к пчелиному улью — традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, виден объятый заревом город.
Слайд 30
В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.
Слайд 31
«Несение креста»
важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души.