Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Речевое развитие детей
дошкольного возраста
Слайд 2
Речевое общение охватывает:
Процесс установления социальных контактов.
Обмен эмоциями.
Налаживание практического взаимодействия.
Налаживание речевого взаимодействия.
Участники образовательного процесса
педагоги
дети
родители
Слайд 3
Часто встречаемыми речевыми нарушениями являются:
Клинический диагноз:
Дизартрия
Дислалия
Педагогическое заключение:
Фонетическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (разного уровня).
Слайд 4
Комплексный подход в решении коррекции и развития речи. Предполагает консультирование специалистов: невролог, физиотерапевт, учитель-логопед. При необходимости нужны дополнительные исследования у следующих специалистов: сурдолог, ортодонт; психолог, дефектолог). Важно помнить о своевременности процессов диагностики и коррекции речевого развития ребенка.
Слайд 5
2 года – запас слов до 200 – 300; ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов. 2 года 6 мес. – многословные предложения.
2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков.
3 года – запас слов до 1000-1200; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам.
3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. Запас слов около 2500. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 3000-4000. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.
Слайд 6
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
Слайд 7
К 5 годам малыш правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать сонорные звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка…, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат…). Может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке, т.е. составить рассказ из 4 – 5 распространенных предложений.
Слайд 8
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Слайд 9
Организация логопедического занятия дома
Слайд 10
Структура домашнего занятия.
Артикуляционная гимнастика.
Развитие речевого дыхания.
Развитие мелкой моторики.
Игры на развитие речи.
Слайд 11
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.
Слайд 12
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.
Слайд 13
Комплекс упражнений для звуков [с], [з]
1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.
2. «Окошко». Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать 5-10 сек.
3. «Кружок». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
4. «Шлепаем губами по языку». Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «па-па-па».
5. «Покусаем язык». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад.
6. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
8. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Слайд 14
Комплекс упражнений для звуков [ш], [ж]
1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.
2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3.«Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
4. «Грибок». Улыбнуться, широко открыть рот, язык присосать к небу, чтобы подъязычная связка была натянута. Потом щелкнуть.
5. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
6. «Фокус». Дуем с «чашечки» вверх, на нос.
7. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Слайд 15
Комплекс упражнений для звуков [л], [л']
1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.
2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3. «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 сек.
4. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
5. «Пароход». Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы».
Слайд 16
Комплекс упражнений для звуков [р], [р']
1.«Улыбка – трубочка». Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Затем вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Выполнять чередование 10 сек.
2. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
3. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
4. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя «д-д-д».
5. «Грибок». Улыбнуться, широко открыть рот, язык присосать к небу, чтобы подъязычная связка была натянута. Потом щелкнуть.
6. «Кучер». Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у–у».
Слайд 17
Речевое дыхание
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Слайд 18
Параметры правильного речевого выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос ;
- выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Слайд 19
Упражнения для развития речевого дыхания
«Лети, бабочка!»
Перед началом занятия приготовьте бумажные бабочки, к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру (палочке) на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Далее ребенок дует на бабочек по очереди.
«Снег идет!»
Разложите на столе кусочки ваты. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Подуйте с ребенком на снежинки.
«Катись, карандаш!»
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Слайд 20
«Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Вертушка». Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
«Ветерок». Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.
Слайд 21
Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Слайд 22
Упражнения направленные на развитие мелкой моторики.
Самомассаж
Шнуровки, мозаики, пазлы
Лепка (пластилин, глина, соленое тесто)
Пальчиковые игры
Игры с различными предметами и материалами
Теневой театр
Слайд 23
Игра «Поймай звук»
Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например: звук [р]:
л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;
оа, зы, ру, жа, ра, чу, во, ры, ту, лэ;
нос, корка, крот, лошадь, карандаш, жадина.
Слайд 24
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача: учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот - [к].
Слайд 25
Игра «Назови последний звук в слове»
Задача: учить выделять последний звук в слове.
Назовите предметы на картинках, выделяя последний звук в слове. Например: сом - [м].
Слайд 26
Игра «Определи место звука в слове»
Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Определите место звука [с] в словах.
..
..
..
Слайд 27
Игра «Третий лишний»
Задача: формировать умение выделять заданный звука в слове.
Назовите предмет, в названии которого нет звука [л].
Слайд 28
Игра «Прохлопай слова»
Задача: формировать умение делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.
Слайд 29
Рекомендации учителя-логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
игры на развитие мелкой моторики,
артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша!
Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.
Слайд 30
Один мудрец сказал: Ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь.