Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русский язык 8 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ «Шацкая СШ»
Матыкина Г.В.
Слайд 2
Девятнадцатое ноября
Классная работа
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
А.А. Ахматова
Слайд 3
Косвенные падежи
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
Слайд 4
Закончите предложение
Вопросы косвенных падежей
Вы безошибочно знаете уже.
Если задашь их без промедленья,
Тут же отыщется …
дополнение
Слайд 5
Эталон Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Вечером мы пошли к таинственному охотнику.
Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и неделимым словосочетанием.
Старый Тарас думал о давнем.
Слайд 6
В предложении найдите дополнения. На какие вопросы они отвечают и к каким членам предложения относятся?
Постепенно слух привык к тишине, и мы начали различать неясное курлыканье журавлей, стук дятла.
Слайд 7
В предложении найдите дополнения. На какие вопросы они отвечают и к каким членам предложения относятся?
Постепенно слух привык к тишине, и мы начали различать неясное курлыканье журавлей, стук дятла.
Слайд 8
Тема «Дополнение и его виды»
Цель урока: узнать способ различия прямого и косвенного дополнения, научиться применять этот способ
Слайд 9
План
Заполните таблицу.
Прочитайте в учебнике определение способа различия прямого и косвенного дополнения и дайте название группам.
Распределите словосочетания на две группы по падежным вопросам.
Сделайте вывод.
Прочитайте словосочетания.
Слайд 10
План
1. Прочитайте словосочетания: не увидите прелести, забудь про тревогу, не грусти обо мне, завесила тропинку, налил капель, повелел ослепить.
2. Распределите словосочетания на две группы по падежным вопросам.
3. Заполните таблицу.
4. Прочитайте в учебнике определение способа различия прямого и косвенного дополнения и дайте название группам.
5. Сделайте вывод.
Слайд 11
Проверим
Прямые дополнения.Косвенные дополнения
В.п. (что?) без предлога: завесила тропинку.В.п. (про что?) с предлогом: забудь про тревогу
Р.п. (чего?) при глаголе с отрицанием: не увидите прелести.П.п. (о ком?): не грусти обо мне
Р.п. (чего?) для обозначения части целого: налил капель.В.п. (что?), дополнение выражено инфинитивом: повелел ослепить
Слайд 12
Эталон Прямые дополнения (существительное или местоимение)
В винительном падеже без предлога.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
2. В родительном падеже при глаголе с отрицанием.
На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести.
3. В родительном падеже для обозначения части целого.
Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипячёной водой.
Слайд 13
Косвенные дополнения
1.Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.
В этом утре уже было предчувствие длинного лета, тёплых ливней.
2.В винительном падеже с предлогом.
Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.
3.Дополнение выражено инфинитивом.
И тогда государь повелел ослепить этих зодчих.
4.Дополнение выражено неделимым словосочетанием.
Девочка любовалась анютиными глазками.
Слайд 14
Алгоритм Дополнения прямые и косвенные
1. Прочитайте предложение, найдите словосочетания с дополнениями.
2. Определите падежи зависимых слов.
3. Сделайте вывод. Напишите в соответствии с эталоном, прямым или косвенным является дополнение.
Слайд 15
Найдите прямые и косвенные дополнения
Постепенно слух привык к тишине, и мы начали различать неясное курлыканье журавлей, стук дятла.
Слайд 16
Задание: определите, прямыми или косвенными дополнениями являются выделенные слова
1.Я сегодня поймал рыбку.
2. Пароход будит город плачущим гудком.
3.Я не помню этого кинофильма.
4.Все просили её спеть.
Слайд 17
Задание в парах: прочитайте эпиграф к уроку, выпишите словосочетания с прямыми и косвенными дополнениями
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
А.А. Ахматова
Слайд 18
Косвенные дополнения
Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.
В винительном падеже с предлогом.
Дополнение выражено инфинитивом.
Дополнение выражено неделимым словосочетанием.
Прямые дополнения
В винительном падеже без предлога.
В родительном падеже при глаголе с отрицанием.
В родительном падеже для обозначения части целого.
Эталон для самопроверки
Прямые дополнения: сохраним тебя (В.п.), пронесём тебя (В.п.).
Косвенные дополнения: лечь под пулями (Т.п.), остаться без крова (Р.п.), дадим внукам (Д.п.), спасём от плена (Р.п.).
Слайд 19
Самостоятельная работа Задание: найдите и подчеркните дополнения, определите, являются ли они прямыми или косвенными
1.Электронная почта моментально доставила сообщение.
2.Голос матери доносится откуда – то издалека.
3.Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.
4.Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями.
Слайд 20
Косвенные дополнения
Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами.
В винительном падеже с предлогом.
Дополнение выражено инфинитивом.
Дополнение выражено неделимым словосочетанием.
Прямые дополнения
В винительном падеже без предлога.
В родительном падеже при глаголе с отрицанием.
В родительном падеже для обозначения части целого.
1. Электронная почта моментально доставила
сообщение (В.п., прямое д.).
2. Голос матери (Р.п., косвенное д.) доносится откуда-то издалека.
3. Я не знаю другой такой страны (Р.п., прямое д.), где бы так бережно обращались с книгой (Т.п., косвенное д.).
4. Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями (Т.п., косвенное д.).
Слайд 21
Заполните лист самоанализа деятельности на уроке
Мне было интересно работать на уроке..
Мне понравилось работать в группе..
Я участвовал (а) в рабочем обсуждении и принятии решений.
Во время урока было многое непонятно, остались вопросы..
В процессе работы у меня возникли трудности..
Все трудности мне удалось преодолеть..
Результатом работы я доволен (а)..
Слайд 22
Домашнее задание
п.17, упр.115, 117 (на выбор)