Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профессиональные трудности педагогов. Выявление проблем и пути их решения. Новицкая Т.Р.
Слайд 2
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
-нарушениями слуха, зрения, речи,
-опорнодвигательного аппарата,
-интеллекта,
-с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,
-с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Слайд 3
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», (ст. 79) система образования должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и своевременную психолого-педагогическую поддержку.
Слайд 4
Но педагогу нужно помнить, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ, он может столкнутся с рядом трудностей, так как: - отсутствует мотивация у ребенка к познавательной деятельности, - ограниченны представления об окружающем мире; - темп выполнения заданий очень низкий; - нуждается в постоянной помощи взрослого; - низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,переключение); - низкий уровень развития речи, мышления; - трудности в понимании инструкций; - инфантилизм; - нарушение координации движений; - низкая самооценка;
Слайд 5
-повышенная тревожность (Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении); - высокий уровень психомышечного напряжения; -низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам агрессии, раздражительности, упрямству.
Слайд 6
Успешность и действенность образовательного процесса для детей с ОВЗ напрямую зависит от психологической готовности педагога.
Насколько педагог сможет организовать для своих учеников такую комфортную среду, которая обеспечила бы им возможность быть успешными, получить социализацию и развить необходимые им навыки.
Слайд 7
Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
* принимать ребенка таким, какой он есть;
* как можно чаще общаться с ребенком;
* поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
* уважительное отношение к личности каждого ребёнка;
* личностно – ориентированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку;
Слайд 8
Направления преодоления трудностей педагога:
-тактичное сотрудничество с детьми:
педагог не старается всё сразу показывать и объяснять, не преподносит сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п., - создаются условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие; постоянное расширение и усложнение области задач, решение которых требует сообразительности, творчества, поиска новых подходов;
- «дозированная» помощь детям (Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае);
- создание «ситуации успеха».
Слайд 9
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества; - фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация, создающая положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для них видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Слайд 10
Ситуация выбора
важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора.
Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Слайд 11
Пути преодоления трудностей при организации учебного процесса.
Создание общей положительной атмосферы на уроке.
Снижение тревожности ребенка (избегание насмешек, угроз, упреков и т.п.)
Создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования чувства уверенности в себе и положительной самооценки.
Исключить страх у ребенка перед риском ошибиться, смутиться, забыть, неверно ответить.
Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ОВЗ, включая интеллектуальные игры с правилами.
Слайд 12
Стимулирование познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
Приемы занимательности:
Иллюстрация;
Игра;
Кроссворд;
Задача-шутка;
Загадки;
Занимательные упражнения.
Слайд 13
Похвала как метод положительной стимуляции.
Необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить даже незначительные достижения.
Похвала воспринимается детьми, прежде всего, как выражение положительного отношения к себе педагога. Она стимулирует активность ребенка, который стремится заслужить одобрение взрослого. При этом активность детей, вызванная стремлением к похвале, нередко переходит в заинтересованность самой учебной работой, а иногда и в познавательный интерес.
Слайд 14
ВКЛЮЧЕНИЕ
каждого ребенка с особыми потребностями в образовательную среду и
ГИБКОСТЬ
в подходах к обучению и воспитанию – это и есть основные цели и задачи образования и развития детей с особыми потребностями, и задача каждого педагога им следовать.
Слайд 15
Саморегуляция педагогов.
Готовность педагогов работать с «особыми» детьми предполагает умение создавать для них здоровьесберегающую среду.
Это невозможно без самообладания, уравновешенности, эмоциональной устойчивости учителей.
Эти качества развивают релаксация, музыкальная и цветотерапия, дыхательная гимнастика, телесно ориентированные упражнения.
Рассмотрим прием «Расслабленная челюсть» для освобождения от подавленной агрессивной энергии.
Цель упражнения — освободиться от подавленной агрессии, сконцентрированной в нижней челюсти, обрести целостность.
творческого начала.
Слайд 16
1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу.
2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти.
3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки.
4. Приоткройте и закройте рот 5 раз.
5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз.
6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз.
7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке.
8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание.
9. Уберите палец от подбородка.
10. Прочувствуйте свое новое состояние. В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала.
Слайд 17
Дыхательные упражнения для снятия стресса
Медленные вдох и выдох.
Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета, затем выдох на 4 счета, снова задержка дыхания на 4 счета.
Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.
2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение.
Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх.
Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку.
Ненадолго задержите свое дыхание
Дальше, уже на выдохе, сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот.
Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.