Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Инновационные технологии в логопедической работе.
Методы творческой реабилитации для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Подготовила:
Учитель-логопед
Гущина Лариса Владимировна
Слайд 2
Особенности работы учителя — логопеда с детьми с умственной отсталостью
Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций, так как ведущим нарушением обучающихся является недоразвитие познавательной деятельности;
включение всех сохранных анализаторов, актуализация ощущений
разной модальности;
использование максимальной и разнообразной наглядности;
коррекция нарушений речи неразрывно связана развитием общей и мелкой моторики;
содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, письму и развития речи;
частая смена видов деятельности, повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны;
создание на занятии эмоционально — положительной атмосферы, ситуации успеха учащмхся.
Слайд 3
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.
К основным видам логопедического массажа относятся: классический, ручной, точечный , аппаратный .
Слайд 4
Массаж щётками:
Рельсы, рельсы,
Шпалы, шпалы,
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона вдруг посыпался горох
Пришли куры поклевали – 3 р.
Пришли гуси пощипали – 3 р.
Тут пришёл слон все потоптал - 3 р.
Пришёл тигр когтями поскрёб – 3 р.
Пришёл хомяк, закинул за одну щёчку, закинул за другую щёку – 3 р.
Пришёл дворник всё…….Поглаживание щетиной вдоль языка от корня к кончику.
Поглаживание щетиной влево-вправо.
Проводить обратной стороной щётки по средней линии языка от корня к кончику.
Лёгкое постукивание по языку щетинками.
Быстрое точечное нажатие кончиком щётки .
Медленное точечное нажатие кончиком щётки по всей поверхности языка с проворачиванием.
Надавливание обратной стороной щётки по всей поверхности языка.
Надавливание щетиной по всей поверхности языка.
Массаж щёк, щетиной изнутри с одной и с другой стороны.
Поглаживание «ёлочка!
Слайд 5
Лоб погладим мы немножко
И расслабили прилежно.
А потом очки надели
И читали 2 недели.
Как погладить щёки нам,
Не сдвигая кожу там,
Растереть свои височки,
Надавив в последней точке,
Покружиться меж бровей,
Чтобы было веселей,
Повернуть боками ложки,
Вытирать со щёчки крошки.
После складочки скребем –
Нажимаем их потом.
Поскребём по губкам тоже –
Забывать о них не гоже
И нажмём концами ложек
Как нажать их мог бы ёжик,
Разомнём получше щеки,
Круг рисуя там глубокий….
Слайд 7
Пальцевый массаж
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
массаж шестигранными карандашами;
• массаж приборами Су-Джок
терапии;
• массаж орехами, каштанами.
Слайд 8
Артикуляционная гимнастика выполняется в нетрадиционном формате.(Лынская М.Н.)
Цель: артикуляционная гимнастика выполняем для развития подвижности, гибкости и точности движений языка.
- Облизывание «Чупа-чупса»
«Лакание» молока , воды без помощи рук.
Сбор ягод губами без помощи рук.
Снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки
Слайд 9
Биоэнергопластика – это соединение движений
артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
ЦЕЛЬ: развитие координации движений, развитие артикуляционной и мелкой моторики .
В момент выполнения артикуляционных упражнений добавляем движение кисти рук.
Слайд 11
АУРИКУЛОТЕРАПИЯ – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
Которые проецируют все органы и системы человека.
Слайд 12
Гидрогимнастика-это прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов. Воздействие на воду образует микроволны, которые усиливают давление на организм человека.
Цель проведения гидрогимнастики : развитие мелкой моторики рук
Задачи: Расслабление мышц, снятие патологического напряжения;
Совершенствование зрительного восприятия,
- развитие зрительно-моторной координации,
- формирование плавности и точности движений,
- подготовка руки к письму,
- развитие мелкой моторики и воображения,
- развитие связной речи ребёнка.
Слайд 13
Пальчиковая гимнастика
стимуляция развития речи ;
- подготовка руки к письму у младших школьников;
- тренировка внимания;
- координация движений.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ПРЕДМЕТАМИ
(с катушкой, карандашом, маленькими шарами)
Слайд 14
Ладошка – туча грозовая,.Погладить левую ладонь подушечками пальцев правой руки
Она огромная такая,.Растереть левую ладонь по кругу указательным, средним и безымянными пальцами правой руки.
Ворчала долго.Ребром правой руки ладони имитировать пиление по всей поверхности ладони в направлении вверх-вниз.
и гремела.Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки пальцами правой руки).
Никак утихнуть не хотела,.Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулачок
Но вдруг из тучки грянул гром-.Соединять последовательно все пальцы левой руки с большим, начиная с указательного.
Она расплакалась дождём..Опустить кисть левой руки вниз, совершать колебательные движения пальцам и – «дождик».
Повторить упражнения на правой руке.
Слайд 15
Мнемотаблицы в логопедической работе
Мнемотаблицы – это целая схема, в которой заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и зарисовывается схематично. Таким образом ребенок легко запоминает текст стихотворения, рассказа, сказки, загадки.
Слайд 17
Литотерапия - лечение природными материалами. (Переберание камней, выкладывание узоров, дорожек по образцу, самостоятельно, звуковую дорожку выложить.
Музыкотерапия
Прослушивание музыкальных произведений. - Ритмические движения под музыку. - Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса. - Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение
Песочная терапия
Способствует развитию связной речи; - обогащению словарного запаса; - побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; - развитию фантазии и образного мышления.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию
(В играх учатся анализировать, сравнивать и обобщать).
Фитотерапия –лечение с помощью лекарственных растений. Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздействие (гармонизируют через аромалампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.
Кинезиологичские упражнения
Слайд 18
Использование логопедических сказок
- Артикуляционные - развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику.
- Пальчиковые - развивают мелкую моторику, графические навыки.
- Фонетические - уточняют артикуляцию заданного звука, способствуют автоматизации, дифференциации звуков. - Сказки, помогающие развитию связной речи. - Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер,
закачались деревья. Букве Е стало страшно. Она спряталась под елью.
Ель тоже закачалась от ветра. На букву Е упали с еловой ветки две
огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у
неё на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в
другую букву – Ё. Вот оказывается почему буква Ё всегда ударная и
почему она ходит с шишками на голове.
Слайд 19
- Ладно, - сказали весёлые звуки А, О, У, Э – раз не получается петь весёлые песни, давайте попробуем говорить весёлые и добрые слова. Для этого сделаем так.
- Вставай передо мной – сказал звук А. Получилось ЙА!
С этих звуков начинается слово «ЯБЛОКО»! А ведь яблоко такое красивое, вкусное, полезное! (Елка, юла, енот)
Слайд 20
Благодаря использованию данных технологий достигаются результаты у детей с интеллектуальной недостаточностью, повышается мотивация к учёбе.
Опыт работы показал, что использование современных и нетрадиционных методов работы в логопедической практике дает положительные результаты.
У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям:
- дети чувствуют себя более успешными; - повышается мотивация речевого общения; - развиваются произносительные умения и навыки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - развивается мелкая моторика, зрительное восприятие; - лучше формируются навыки чтения и письма.
Эффективность использования всех представленных технологий в системе коррекционной работы подтверждается хорошими данными диагностики уровня речевого развития детей .
Слайд 21
Спасибо за внимание