Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Подготовила: Гриб С.Н.учитель химии и биологии КГУ «Бескольская средняя школа №2»
Слайд 7
компетентностные задания
анализ первичных научных данных
Методический
инструментарий
Задания на формирование умений делать выводы на основе данных
экспериментальные работы исследовательского типа
Слайд 9
При изучении темы «Галогены» предлагаю учащимся такую задачу: «Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты №1 указано, что в ней содержится 0, 454% фторида олова (II), а зубная паста №2 содержит 0,8% монофторфосфата натрия Na2PO3F. Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса?»
Слайд 10
Может ли здоровье нации крупного государства, зависеть от одного элемента таблицы Д.И.Менделеева?
Французский химик-фармацевт Бернар Куртуа выделил его из морских водорослей. Легенда гласит, что у химика был любимый (и очень ленивый!) кот, который потянулся и столкнул на пол два сосуда, в одном из которых был спиртовой раствор золы морских водорослей, а в другом – серная кислота. Растворы смешались, и лабораторию затянуло красивым темно-фиолетовым облаком. По другой версии, химик обратил внимание на то, что медные котлы, в которых выпаривали раствор морских водорослей для получения селитры, очень быстро разрушаются. Он стал исследовать этот раствор и выделил новое, незнакомое доселе, вещество. Это кристаллическое вещество с металлическим блеском, обладает замечательным свойством: при нагревании он, не плавясь, переходит в газообразное состояние. Редкий элемент, его среднее содержание в земной коре составляет около одной стотысячной процента. Вместе с тем с помощью современных методов анализа можно обнаружить присутствие хотя бы незначительных его следов в почве, воде, растениях, организмах животных. В организм человека и животных поступает с пищей, водой и воздухом. Регулирует деятельность мозга, нервной системы, половых и молочных желез, рост и развитие ребенка. Также способствует формированию необходимых нашему организму клеток – фагоцитов, своеобразных санитаров, захватывающих и уничтожающих чужеродные микроорганизмы и повреждённые клетки. Дефицит этого микроэлемента вызывает заболевание щитовидной железы – эндемический зоб. Клиническими проявлениями являются нарушения умственного и психического развития различной степени тяжести: замедленное и недостаточное умственное развитие детей и подростков, нарушение познавательных способностей, кретинизм – врождённая патология щитовидной железы, Лучше всего усваивается микроэлемент, который содержится в продуктах (а не аптечный препарат).
Слайд 11
Задание 1
Что за микроэлемент? Почему академик Ферсман назвал его вездесущим? Приготовьте сообщение на эту тему.
Задание 2
Первые массовые исследования людей для исключения заболеваний щитовидной железы связаны с Наполеоном. Как вы считаете, почему?
Задание 3
Как решается в нашем государстве проблема дефицита этого микроэлемента? Каким веществом лучше компенсировать и почему? (напишите формулу вещества)
Задание 4
Где находится элемент в ПСХЭ Д.И.Менделеева? Общее название элементов этой подгруппы? Почему их так назвали? Как получил это вещество Бернар Куртуа и составьте уравнения реакции получения. Рассчитайте массу этого вещества, если взяли 58г иодида натрия и 62г серной кислоты.
Задание 5
С помощью предлагаемого теста №1 определите дефицит йода в Вашем организме.
Задание 6
Суточная потребность йода для детей составляет 100 мкг, для взрослых — 200 мкг. Составьте меню на день, для восполнения суточной нормы йода
Слайд 12
Тест № 1
Как определить дефицит йода в организме (в домашних условиях)
Существует два теста для определения йодной недостаточности. Первый – наиболее простой, но менее показательный. Однако с его помощью вы узнаете, нуждается ли ваш организм в йоде вообще. Второй тест помогает выявить, насколько серьезен или нет йододефицит или же его нет вообще, то есть он наиболее точный. Итак, первый простой тест состоит в следующем. Обмакнув ватную палочку в спиртовой раствор йода, нанесите йодную сетку на любой участок кожи, кроме области щитовидной железы. На следующий день внимательно рассмотрите это место. Если вы ничего не обнаружите, то ваш организм нуждается в йоде, если следы йода останутся – у вас нет йододефицита.
А вот второй более точный тест. Перед тем как ложиться спать, нанесите на кожу в области предплечья три линии йодного раствора: тонкую, чуть толще и самую толстую. Если утром исчезла первая линия – с йодом у вас все в порядке. Если исчезли первые две – обратите внимание на состояние здоровья. А если не осталось ни одной линии – у вас явный недостаток йода.
Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы. Во время беременности, при усиленном росте и переохлаждении тела эта потребность увеличивается. Большие дозы йода, уже 2-3 г, смертельно опасны для человека. Но это касается только чистого элемента йода. А неорганические соли йода – йодиды – вполне безвредны. Даже если после приема большого количества йодидов концентрация йода в крови повысится в 1000 раз, то уже спустя 24 часа она придет в норму. Выводится йод из организма почками и слюнными железами.
Слайд 15
Формула успешного развития естественнонаучной грамотности
«ОВЛАДЕНИЕ»
=
+
«ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
«УСВОЕНИЕ»
Слайд 16
Задание №1. Посмотрите текст учебника на стр.17-20 используя и ПСХЭ вставьте пропущенные слова .
1. Сера - элемент … периода, … группы, … подгруппы.
2. Заряд ядра атома серы равен ….
3. В ядре атома серы … протонов, … нейтронов.
4. В атоме серы … электронов.
5. Электронное строение атома серы …..
6. На внешнем уровне в атоме … электронов.
7. Степень окисления атома серы низшая равна … , высшая равна ….
8. Простое вещество сера являетcя …..
9. Формула высшего оксида серы …. , его характер ….. .
10. Валентность серы низшая равна … , высшая равна ….
Задание 2. Характеристика группы элементов
(показать стрелкой)
O – S - Se –Te -Po
---------------------------- атомный радиус
---------------------------- ЭО
---------------------------- металлические свойства
--------------------------число электронов на последнем уровне
Задание№3 1. Определите какое утверждение о сере не является верным.
a) Сера хорошо растворима в воде
b) Пластическая сера имеет кристаллическую структуру
c) Самородная сера может быть найдена в вулканах
d) Сера входит в состав пирита
Задание№3.2. Составьте уравнения химических реакций, отражающих химические свойства серы:
a) реакция серы с металлами:
b) реакция серы с кислородом:
c) реакция серы с водородом
Задание№3.3 Определите степень окисления серы в следующих веществах:
SO2, SO3, H2SO4, H2S, FeS.
Задание № 3.4 Выведите химическую формулу соединения, в состав которого входят 3,95 массовых частей химического элемента селена (Ar (Se) = 79) и 0,1 массовых частей водорода.