Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБОУ «СШ №7» КОВАЛЬКОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Слайд 2
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обогащение словарного запаса, уточнение значения слов, расширение семантики слов
Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения
Развитие навыков словоизменения и словообразования
Развитие связной речи
Слайд 3
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Цель: формировать у детей практическое представление о предложении, учить детей работать с предложением.
Этапы:
Работа над простым нераспространенным предложением.
Работа на распространение и грамматическое оформление предложения (учим детей практически согласовывать существительные с глаголами в числе и роде, прилагательные с существительными в роде, числе и падеже).
Работа над предлогами.
Слайд 4
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Какую группу слов можно назвать предложением, а какую нет.
- котёнок пьет молоко из миски.
- играть самолёт веселый зима
и т.д.
Каждое предложение можно изобразить с помощью схемы. Схема показывает, сколько слов в предложении.
- подбери схему к данному предложению:
«Врач выписал больному лекарство»
. . .
Слова в предложении обязательно должны быть согласованы
между собой. Как это можно сделать, изменив слова?
Слайд 5
В, цирк, выступать, весёлый, клоун, с, собачка.
Рано, утро, идти, школа, в, дети.
В предложении можно добавить слова, не изменяя его смысл, а можно слова убрать.
а) Мы играем.
Мы играем в прятки.
Мы играем в прятки с сестрой.
Мы весело играем в прятки с сестрой.
б) Маленькая девочка поет колыбельную песню кукле.
Девочка поет колыбельную песню кукле.
Девочка поет песню кукле.
Девочка поет песню.
Девочка поет.
Работаем с предложением «Цветок растет».
Слайд 6
Выбери и впиши в предложения нужные слова.
[город, кот, желуди, туча]
Дети в парке собирают шишки и -.
По небу плывёт грозовая -.
Москва – главный - России.
У Ксюши живёт – Мурзик.
Прочитай слова, придумай с ними предложения.
Катя, читал, птица, Костя, сок, рисовала, гнездо, пила,
красками, Маша, книгу, картину, свила.
Слайд 9
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Цель: сформировать у детей умения чётко излагать свои мысли и анализировать текст. Формировать умение замечать ошибки в тексте и, благодаря этому, усовершенствовать качество написанного. Учить детей логически грамотно выражать свои мысли при письме, связывая предложения между собой.
Этапы:
Пересказ с опорой на вопросы. Пересказ с опорой на предметные картинки, данные в последовательности рассказа.
Пересказ с опорой на план. Определение частей в рассказе.
Пересказ по отдельным фрагментам (даны только начало, середина или конец рассказа).
Составление выборочного пересказа.
Составление краткого пересказа.
Составление самостоятельного рассказа по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям.
Исправление ошибок (редактирование), имеющихся в тексте.
Слайд 10
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА ТЕМУ «ТЕКСТ»
Определите границы предложений, запишите правильно
По реке плывёт лодка. И плот.
Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели
Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.
В живом уголке жил маленький зайчик. Дети кормили зайчика морковкой и капусткой. Сначала зайчик боялся детей, а затем зайчик к детям привык.
Слайд 11
3) Повторение слов. Прочитайте, найдите ошибки и исправьте их.
- На крыше висели ледяные сосульки.
- В детском саду много маленьких малышей.
- Диван запылился пылью.
Расположите предложение так, чтобы вышел связный рассказ
Там жила злая змея.
По дороге он встретил лису.
Лиса была сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце.
Он бросился к пещере.
Маленький кролик бежал домой.
Слайд 12
5) Прочитайте, разбейте текст на части. Составьте план.
Ёжик.
Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу. Он увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл большое красное солнышко. Вот ёжик смеялся.
6) Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите
продолжение.
Я вдруг увидел, как из-за дома вынырнула махонькая девчонка.
Волосенки рыженькие ………..
Слайд 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, целью коррекционных занятий для детей с ОНР является упорядочение и развитие звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы.
Анализ практики убедительно показывает, что своевременная и адекватная коррекционная помощь (в плане содержания и направления логопедического воздействия) позволяет скорректировать дефект на уровне устной и письменной речи.
Положительным итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является предупреждение и преодоление неуспеваемости по родному языку.