Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
С.К. Тивикова
Развитие речи
младших школьников
Слайд 2
Цель развития речи
создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Слайд 3
Задачи развития речи
Целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности и механизмов речи.
Формирование у младших школьников УУД, необходимых для работы с текстом.
Развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств
Слайд 4
Задачи развития речи
Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов интерпретации художественного текста.
Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора.
Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Слайд 5
коммуникативно-деятельностный подход
идеи развивающего обучения
личностно-ориентированный подход
индивидуально – дифференцированный подход
художественно – эстетический принцип
Принципы
развития речи
Слайд 6
в основе работы по развитию речи лежит понятие о речевой деятельности, т.е. «активном, целенаправленном процессе создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И.А.Зимняя)
Коммуникативно-деятельностный
подход
Слайд 7
Функции речи
Коммуникативная (общение)
Информативная (сообщение)
Воздействие
- эмотивная
- волюнтативная
Слайд 8
Виды речевой деятельности
Устная речь
слушание
говорение
Письменная речь
чтение
письмо
Слайд 9
Формы речи
Диалог
Монолог
Слайд 10
Имитационный метод
Коммуникативный метод
Конструктивный метод
(метод конструирования)
Методы развития речи
Слайд 11
Формы организации деятельности детей на уроке
Учебное сотрудничество
Взаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач
Работа в паре, группе, индивидуально
Слайд 12
Учимся сотрудничать
Слайд 13
Основные результаты речевого развития младших школьников
Формирование коммуникативно-речевых умений.
Приобретение опыта ценностных ориентаций.
Приобретение опыта творческой деятельности.
Слайд 14
Коммуникативно-речевые умения
1. Связанные с пониманием содержания речевого высказывания:
- понимать тему речевого высказывания;
- понимать основную мысль речевого высказывания;
- понимать заголовок текста и осуществлять прогнозирование на его основе;
- устанавливать иерархию микротем;
- выделять в тексте ключевые слова;
- осуществлять смысловую компрессию текста.
Слайд 15
Коммуникативно-речевые умения
2. Связанные с пониманием структуры речевого высказывания:
- делить текст на логически законченные части;
- соотносить текст с моделями речевого высказывания;
- составлять план;
- устанавливать основные лексические и синтаксические средства связи в текстах различных стилей и жанров;
- перестраивать текст в соответствии с основными задачами речи и др.
Слайд 16
Коммуникативно-речевые умения
3. Связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи:
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста;
- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и др.
Слайд 17
Коммуникативно-речевые умения
4. Направленные на создание и совершенствование речевого высказывания:
- совершенствовать собственное речевое высказывание в соответствии с речевыми задачами;
- редактировать чужой текст;
- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
- осуществлять планирование собственной деятельности в процессе решения речевых задач;
- организовывать индивидуальную, парную или групповую работу по решению речевых задач;
- создавать собственные речевые высказывания и др.
Слайд 18
По Демокриту, от мудрости происходит три дара: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо делать!
Слайд 19
Направления развития речи
Развитие звуковой культуры речи
Обогащение словаря
Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Развитие связной речи
Слайд 20
Развитие звуковой культуры речи
Работа над технической стороной речи:
- дыхание;
- дикция;
- звукопроизношение.
Работа над средствами выразительности устной речи:
- логическая пауза, логическое ударение, мелодика голоса;
- тон, темп, сила голоса (громкость), тембр;
- жесты, мимика, поза и др.
Слайд 21
Обогащение словаря
Знакомство с новыми словами
Уточнение словаря (работа с многозначными словами)
Активизация словаря
Слайд 22
Способы объяснения понятий
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Этимологический анализ слова.
Показ предмета, иллюстрации, действия.
Слайд 23
Способы объяснения понятий
Логическое определение строится по следующей модели: указание на ближайший род и выделение отличительных видовых признаков данного понятия.
Развернутое описание, состоящее из группы слов или нескольких предложений, позволяет передать эмоциональное, образное восприятие слова.
Слайд 24
Способы объяснения понятий
Подбор синонимов.
Родина - Отчизна,смелый – отважный – бесстрашный – мужественный, говорить – молвить - произнести.
Однако каждый из синонимов имеет свой оттенок значения, поэтому важно не только подобрать синонимы, но и выявить их отличия, понять, почему авторы использовали именно это, а не другое слово.
Подбор антонимов.
Прием подбора антонимической пары используется, как правило, в одном контексте, если слова обозначают противоположные понятия и могут быть объяснены прежде всего через их сравнение:
неизвестный — знакомый, далекий — близкий.
Слайд 25
Способы объяснения понятий
Объяснение значения понятия через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слова. Учащиеся легче понимают не только его прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность.
Включение слова в тематически близкую группу слов.
Слайд 26
Работа над словосочетанием и предложением в плане развития речи
Конструирование предложений
Переконструирование предложений
Работа с моделями
Работа с деформированными предложениями
Слайд 27
Развитие связной речи
Основные продукты
Рассказывание
Пересказы
Сочинение
Изложение
Слайд 28
Виды пересказов и изложений
Подробные (близкие к тексту)
Выборочные
Сжатые (краткие)
Творческие
- с дополнением;
- с изменением (в том числе с перестановкой текста);
- на основе прогнозирования текста.
Слайд 29
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
№№ Этап работы Задачи этапа Компонент учебной деятельности Методы и приемы, формы деятельности учащихся Прогнозируемый результат (УУД и предметные результаты)
Проект урока сжатого изложения
Слайд 30
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь?
Кого можно назвать притворщицей?
Слайд 31
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живёт большая…
Кто из больших животных может жить в зоопарке?
Кого из жителей зоопарка можно назвать притворщицей?
Слайд 32
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно …
Что могло произойти с гориллой?
Слайд 33
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди?
Слайд 34
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Она отказывалась от еды, стонала.
Как вы думаете, что случилось с обезьяной?
О какой причине болезни подумали служители зоопарка?
Как они поступили?
Слайд 35
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли.
Что могло произойти дальше?
Слайд 36
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Обезьяна мгновенно выздоровела.
Действительно ли обезьяна была больна? Зачем же она притворялась?
Слайд 37
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.
Слайд 38
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
Притворщица
В зоопарке Москвы живет большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела.
Как об этом узнали люди? Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.(47 слов)
Слайд 39
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
№№ Кто? Что? Какой? Как? Что делает?
1 горилла
обезьяна
она
животное большая
(хитрая) Живёт в зоопарке, заболела, отказывалась, стонала,
мгновенно выздоровела,
вытащила, открыла, стала гулять
2 врач
(доктор)
(ветеринар) (заботливый) Решил, что… , дал лекарство, ушёл
3 смотритель
(служитель зоопарка) (внимательный) (вошёл в клетку вместе с врачом)
Слайд 40
Сжатое изложение
Этапы урока сжатого изложения
Введение в тему. Задача: создание ситуации успеха, обобщение знаний учащихся о поведении воробьев.
Постановка проблемы. Задача: актуализация знаний учащихся об особенностях текста-повествования (на основе работы с моделью текста-повествования); выявление особенностей краткого изложения (на основе опережающего сравнительного анализа краткого пересказа и краткого изложения).
Работа над заголовком. Задача: прогнозирование текста на основе заголовка.
Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. Задача: знакомство учащихся с текстом.
Анализ содержания (беседа по содержанию). Задача: выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Слайд 41
Сжатое изложение
Деление текста на части. Задача: формирование умения выделять части текста-повествования в соответствии с его типовой структурой.
Выделение ключевых слов каждой части. Задача: формировать умение выделять ключевые слова, т.е. слова, отражающие основную мысль каждой части.
Составление плана. Задача: формирование умения формулировать пункты плана.
Сокращение текста по частям. Задача: формировать умение сокращать, т.е. преобразовывать текст.
Чтение текста учителем с выделением ключевых слов (при необходимости).
Написание изложения.
Проверка и самопроверка полученного текста на основе сопоставления с моделью и ключевыми словами.
Слайд 42
Сжатое изложение
Воробей на часах
Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом тексте?
Какой это будет текст – повествование, описание или рассуждение?
Каков может быть жанр этого текста – рассказ, сказка, басня, стихотворение?
Изменится ли что-нибудь, если мы узнаем, кто автор этого текста?
Слайд 43
Л.Н.Толстой Воробей на часах
В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.
Вот показался ястреб. Он лютый враг мелких
птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый
воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб
ближе и ближе.
Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кусты.
Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают по дорожке. А часовой снова на посту.
Слайд 44
Творческое изложение на основе прогнозирования текста
№№ Этап работы Задачи этапа Компонент учебной деятельности Методы и приемы, формы деятельности учащихся Прогнозируемый результат (УУД и предметные результаты)
Проект урока сжатого изложения
Слайд 45
Виды сочинений (классификация по различным основаниям)
По источнику информации
По типу текста
По жанру
По стилю речи
По объему
По форме организации деятельности учащихся
По цели
Слайд 46
Виды сочинений (по источнику информации)
На основе личных наблюдений и опыта
На основе чужого (опосредованного опыта):
-по книгам (в том числе переводы);
-по картинам;
- по рассказам других людей;
- по мультфильмам, кинофильмам и др.
На основе воображения
Слайд 47
Учимся создавать устные и письменные сочинения
Я САМ увидел, услышал, почувствовал – я говорю и пишу.
Я узнал, как ощущают и отражают мир ДРУГИЕ люди-авторы – я становлюсь соавтором – я говорю и пишу.
Я «пленен моим ВООБРАЖЕНИЕМ» - я говорю и пишу.
Слайд 48
«И облако мыслей прольется дождем слов» (Л.С.Выготский)
Слайд 49
Учимся писать сочинения на основе личного опыта и наблюдений
Мой друг
У меня есть друг. Его зовут Витя. Он живёт со мной на одной улице.
Я познакомился с ним два года назад, и с тех пор мы неразлучны. Нам всегда интересно вместе. Летом мы с Витей ходим купаться, катаемся на велосипедах, играем в мяч, мастерим разные поделки, а зимой – катаемся на горке, строим снежные крепости, играем в снежки.
Мне нравится дружить с Витей, потому что он добрый и отзывчивый друг. Я надеюсь, что наша дружба будет долгой и крепкой.
Соколов Максим
Слайд 50
Учимся писать сочинения по рассказам других людей
Дружба со службы
Однажды я спросил папу о том, где находят настоящих друзей. И он рассказал мне, как сам нашёл своего лучшего друга.
Когда-то мой папа служил в пограничных войсках в Карелии. Там он познакомился с дядей Димой. Они были далеко от дома, от родителей и им было очень тяжело служить. Папа с дядей Димой во всём помогали друг другу. Когда папа вернулся домой, они по-прежнему остались друзьями и дружат до сих пор. Помогают друг другу в делах и радуются успехам друг друга.
Я бы тоже хотел иметь такого друга и пронести эту дружбу через всю свою жизнь.
Давыдов Илья
Слайд 51
Учимся писать сочинения по картине
Рассматривание картины сопровождаем фасилитированной дискуссией.
Каждый имеет право на свое мнение о картине в рамках возможных интерпретаций.
Учимся сравнивать способы создания образов средствами различных видов искусства.
Учимся писать самостоятельно и обсуждать с одноклассниками свои сочинения.
Слайд 52
Чародей настроения
Золотая осень
(1895)
"Левитан понял, - писал А.Головин,- как
никто, нежную, прозрачную прелесть
русской природы..."
Слайд 53
И.И.Левитан Золотая осень. 1895год.
Слайд 54
Что можем сказать «нового» о «данном» (мире реальности)?
Мир реальности Мир художника (автора)
Небо
Река
Деревья
Трава
Поле
Слайд 55
Золото листвы
Зелень пожухлой травы
Слайд 56
Промытое до прозрачной
голубизны небо
Слайд 57
Художник
живописец
пейзажист
мастер кисти
Создает
пишет
Картина
полотно
репродукция
Слайд 58
жёлтый
золотистый
багряный
красный
оранжевый
синий
голубой
темно-
синий
бледно-голубой
коричневый
Слайд 59
В.А.Серов «Октябрь. Домотканово» 1895
Слайд 60
Сравниваем поэзию и живопись
Картина В.А.Серова «Октябрь. Домотканово» и стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Чем они схожи, чем различаются?
Какие образы видим в этих произведениях искусства?
Какие средства используют художник и поэт?
Слайд 61
Основные образы
Стихотворение
Картина
Осень
Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость. Это октябрь – время, когда основные сельские работы завершены, на деревьях уже нет листьев, но еще не очень холодно - мальчик еще сидит на земле.
Солнце
Колесом за сини горы солнце тихое скатилось. В этой картине преобладают теплые тона, словно пейзаж озаряется последними лучами заходящего солнца.
Дорога
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось. Дорога заросла травой, по ней уже не ездят – весь урожай собран. Дорога отдыхает, как неспешно отдыхает и мальчик, сидящий на ней.
Человек
Жеребенок
Ах, и сам я в роще звонкой увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани. Смена времен года естественна: была телега («колесом…солнце красное скатилось»), пришло время саней. Всему свой черед. Всему надо радоваться и принимать как должное. Поэтому пастушок занят своим обычным делом, но иногда поглядывает на рыжего жеребенка, который скачет невдалеке.
Слайд 62
Сочинение по картине В.А.Серова «Октябрь. Домотканово»
Осень.
Домотканово.
Мальчик-пастушок.
Что-то мастерит он.
Может быть, рожок?
Заросла дорога, убегая вдаль.
В воздухе разлита тихая печаль.
(Коллективное сочинение)
Слайд 63
Виды сочинений по типам текста
Повествование
Описание
(в том числе сравнительное)
Рассуждение:
- объяснение;
- доказательство.
Слайд 64
Учимся описывать предметы Сравнительное описание предмета на основе модели
Для чего сравниваем?
размер
размер
материал
материал
цвет
цвет
оценка
Слайд 66
«Всё познается в сравнении» Сравнительное описание двух елочных игрушек
Скоро Новый год. Хочу поскорее нарядить новогоднюю елку.
И вот я достала из чулана коробку с игрушками. В ней и старые игрушки из маминого детства, и новые, купленные недавно.
Какие же игрушки будут украшать мою елочку? Первая – это большой шар светло-зеленого цвета с золотистыми полосками. Напоминает небольшой арбуз. А другой шарик, розовый с белой росписью, похож на маленький теннисный мячик. Современная игрушка прочная, не бьется , а старинная сделана из стекла, поэтому очень хрупкая, и я беру ее в руки очень бережно.
Оба шарика были красивые, и я решила, что они украсят мою елочку -красавицу.
(Коллективное сочинение)
Слайд 67
Учимся рассуждать Думаем, задаем вопросы и ищем на них ответы
Можно ли стать умнее, и как развивать свой мозг?
Меньшова Настя
Правда ли, что в пословицах скрываются антонимы?
Смирнова Настя
Слайд 68
Можно ли на свете прожить без друзей?
Дружба - это нелёгкий труд. Приятели
приходят и уходят, а настоящие друзья
остаются навеки. Самые верные друзья с
нами в радости и в беде. Они рядом тогда,
когда вы счастливы и тогда, когда у вас
несчастье. В жизни очень трудно жить без
настоящих друзей. Карпухина Марина
Слайд 69
Жанры сочинений
Рассказ
Стихотворение
Сказка
Загадка
Очерк
Статья
Объявление
Письма
Слайд 70
Учимся писать стихи
Экологические стихи от имени одного из представителей природы
Я тучка современная,
Унылая и нервная.
Прочь улетают птицы,
Поскольку я над вами
Обязана пролиться
Кислотными дождями.
Но если прекратите
Дымить своими трубами,
То тучки перестанут
Быть хмурыми и грубыми,
А станут снова нежными –
Воздушно-белоснежными!
(Юля Голубева)
Слайд 71
Учимся переводить стихи с других языков
Together, together, Together every day, Together, together, Together we work and play.
Подстрочный перевод:
Вместе, вместе,
Вместе каждый день,
Вместе, вместе
Мы работаем и играем.
Слайд 72
Стихи - переводы
Мы с тобою каждый день
И учиться нам не лень,
И работать нам не лень
Вместе, вместе
каждый день.
Клюева Нина
Вместе мы работаем.
Вместе мы играем.
Вместе мы гуляем
И вместе отдыхаем.
Копейкина Анжела
Вместе, вместе, вместе
Играем каждый день.
Вместе, вместе, вместе
Работать нам не лень.
Теребикин Андрей
Слайд 73
Используем новые подходы и технологии
Развиваем письменноречевую деятельность детей на основе принципов Школы Жизни.
Определяем эмоционально-смысловые доминанты текста.
Учимся искусству толкования текста - узнаем основы герменевтики.
Используем технологию ТРИЗ – теорию решения исследовательских (изобретательских задач).
Опираемся на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Слайд 74
ТРИЗ: посмотрим на мир с разных точек зрения
Слайд 75
Составление рассказов-фантазий
Дели-Собери. «Чудо…»
Великан-Кроха
Могувсе
Наоборот. «Наоборотные превращения»
Слайд 76
Диагностика речевого развития младших школьников
Методика «Какого цвета звуки?»
Метод косвенной семантизации
Определение когнитивного и функционального поля слова
Методика дополнения
Реставрация текста
Слайд 77
Шаг 10: «Составление рифмованных текстов»
«Рифмовка»
«Сочинялки»
Слайд 79
Учимся оценивать свою речевую деятельность
Учитель похвалит нас
И скажет: «Наш класс – просто класс!»
А мы ему скажем в ответ,
Что лучше учителя нет.
И наш речевой урок
Нам так во многом помог!
Мы знаем: бывает речь
Порой то лекарство, то меч.
Мы поняли, речь нам зачем:
Чтоб было радостней всем.
Мы будем ее беречь,
Нашу родную речь!
(Коллективное сочинение – учеников и учителя)
Слайд 81
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин
Слайд 82
Спасибо за внимание!
Слайд 83
1-2 класс
Включение учащихся в условные и реальные речевые ситуации, что позволяет им осознавать различные функции речи. Особое внимание уделяется таким видам речевой деятельности, как слушание и говорение.
Индивидуальное творчество детей - это устные рассказы, диалоги, сочинение и интерпретация небольших художественных текстов (стихотворений, сказок, чистоговорок, загадок, небылиц, считалок).
Слайд 84
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Для чего человеку Слово?
Чтоб к добру было сердце готово,
Чтоб творить, а не вытворять,
Чтоб дарить, любить, создавать!
Прежде чем говорить, мы снова
Будем думать: зачем нам
СЛОВО?!
Слайд 85
3 класс
В третьем классе подготовительная работа с текстом ведётся преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений). Большое внимание уделяется сочинению на основе личных наблюдений и воображения.
Слайд 86
Из чего можно сделать прерию?
Из пчелы и цветка клевера.
Одной пчелы, одного цветка
И мечты – задача легка.
А если пчелы не отыщешь ты –
Довольно одной МЕЧТЫ…
(Эмили Дикинсон)
Слайд 87
4 класс
В четвёртом классе дети учатся работать над созданием речевого высказывания более самостоятельно, чаще выбирают индивидуальные задания, в том числе темы для сочинений. Больше времени начинает занимать работа над редактированием собственных речевых высказываний, совершенствованием сформированных коммуникативно-речевых умений.