Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие речи младших школьников
Учитель начальных классов
МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Юсяева Рясимя Хамзиевна
Слайд 2
Дикция
Выговаривание звуков
Нормы литературного языка
Выразительность
Интонация
Пауза
Логические ударения
Слайд 3
Узнаете?
Мимо школы не спеша Шли четыре малыша. - Поигаем, что ли, в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке! - Вот пвидумав! Под говою Вучше в вунки поигвать! В пятки”? “В вунки”? Что такое?! Ничего не разобрать.
Слайд 4
Цель работы
Коррекция звуков,
выработка четкости
артикуляции
Слайд 5
скороговорки
считалки
приговорки
длинноговорки
чистоговорки
веселые стихи
пословицы
поговорки
Слайд 6
интеллектуальное
эмоциональное
нравственное
художественное развитие детей
в игре и через игру
Слайд 7
медленно произносим скороговорку
запоминаем текст на слух (2-3 раза)
выделяем в скороговорке повторяющийся звук (Прроворронила ворона вороненка)
говорим в “темноте” шепотом (2-3 р.)
говорим мышечно, без звука
работаем в парах, говорим друг другу
увеличиваем силу звука по движению руки (шепотом – повышаем силу голоса – говорим громко)
делаем логическое ударение на каждом из слов скороговорки
Слайд 8
- Говорим с разной интонацией: вопросительно, весело, задорно, как строгие папы и мамы
- На выдохе говорим скороговорку столько раз, сколько позволит выдох
Слайд 9
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Слайд 10
Картотека «Мы читаем»
Слайд 12
свёкла или свекла
звонит или звонит
торты или торты
Слайд 13
МЕДВЕДЬ – от МЁД и ВЕДАТЬ (в значении есть, пробовать, отведывать), проверочное слово МЁД.
ПЕТУХ – от слова ПЕТЬ.
Слайд 14
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот; — вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Задачи развития речевого дыхания:
Следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха;
необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.
Слайд 15
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Слайд 16
Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Разминка
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям
Футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Упражнения для развития речевого дыхания
Слайд 17
"Снегопад"
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
"Кораблик"
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Упражнения для развития речевого дыхания
Слайд 18
Пальчиковая зарядка
Слайд 19
Без пальто гулял глупышка, И замерз он как ледышка. Чтобы пальчик отогреть, Будем мы его тереть.
Жил на свете Аладдин, У него был в лампе джинн. Чтоб позвать наружу джинна, Трем мы лампу Аладдина.
Массаж пальцев
Слайд 20
Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия)
“Ладонь – кулак”
“Замок”
Гимнастика для пальцев
с использованием карандашей
Слайд 21
Заключение
К. Паустовский
“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.